Читаем Апостол. 3 июля. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут

3 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 2, ст. 10–16.

 

10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11. Ибо нет лицеприятия у Бога.

12. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

13. (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

(Рим. 2, 10 – 16)

 

Дорогие братья и сестры, как всегда в выходные дни, мы обращаемся к более ранним главам Послания. На буднях мы дочитали его до 5-й главы, вчера вернулись к 3-й, а сегодня – даже ко 2-й и прочитали тоже очень важный отрывок. Напомню, что все Послание в целом и в частности его первые главы посвящены тому, что Павел пытается подвести человечество к мысли, что согрешили все и все нуждаются в спасении: и язычники, и иудеи. То, что у иудеев были закон и обетование, не делает их лучше в глазах Бога, если они только имеют обетование, но не живут согласно ему. И апостол Павел провозглашает торжественный лозунг:

10. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

Да, иудею, конечно, подобают и слава, и честь, и мир, но и эллину, который делает доброе, тоже, ибо нет лицеприятия у Бога, то есть Бог не смотрит на лица, Ему важно, чтобы человек проживал жизнь определенным образом: мыслил, говорил и действовал в некоей целостности. Мы все стремимся к спасению, то есть целостности. Важно отсутствие разлада между мыслями, чувствами и действиями. И если человек, который так живет, является иудеем, то мир ему, а если эллином, то и ему тоже мир, потому что Бог не смотрит на лица, Ему важно, к чему в конце концов пришел человек, идя по жизни, будучи иудеем, эллином или кем бы то ни было другим.

12. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

13. (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут…

Мысль получает развитие: те, которые вне закона, то есть все неиудеи, все язычники, согрешили, пусть имея какие-то свои законы, правила, принципы (они существовали в любом обществе), но не имея закона Божия, закона Моисея, и они погибнут. А если имевшие закон Моисеев не соблюдали и нарушали его, то они тоже погибнут, как и не имевшие этого закона.

В 13-м стихе эта мысль обобщается: не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Принципиальнейшая мысль – важен не тот, кто слушает или не слушает закон; понятно, что не все могли услышать закон Моисеев, как и мы сейчас понимаем, что евангельская весть еще не дошла до всех народов, живущих на земле. Куда-то она дошла искаженной, где-то сами люди, называющие себя христианами, не всегда убедительно показывали истинность христианства не только словами, но и действиями. Одним словом, есть люди, которые тогда не знали закона Моисея и которые сейчас, возможно, не знают Евангелия. В этом смысле важно не то, слушаешь ты или не слушаешь, а важно, чтобы ты исполнял, слушая, или не исполнял, не слушая, о чем апостол говорит далее:

14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

Павел говорит о людях, не имеющего религиозного закона: Моисеева закона или христианских принципов, закона Божия, как у нас тоже говорится. Хотя мы должны понимать, что говорить о христианстве как о законе Божием или о заповедях в ветхозаветном смысле слова, все-таки, наверное, не стоит. Христианство – это спасительная весть о любви Божией, явленной в Иисусе Христе, о новых отношениях с Богом. Наверное, правильнее говорить о православии в таком контексте. Но если мы говорим о христианской Церкви как богочеловеческом организме, в том числе как о некоем институте, там есть свои правила, законы, каноны. И если мы перенесемся из тех времен в наши и попытаемся понять актуальность слов апостола Павла для нас с вами, то выходит, что даже те люди, которые не слыша о христианской вести, не зная христианских законов и принципов, делают это по природе, то они, не имея закона, сами себе закон. Оказывается, в человеческой природе заключен фундамент, в том числе биологический и психологический, для соблюдения основных христианских заповедей и, можно сказать, общечеловеческих. Все знают три самых известных и коротких заповеди Моисеева закона: не убий, не прелюбодействуй, не укради. Все, наверное, понимают, что не очень хорошо убивать другого, хотя мы должны понимать, что в библейской традиции речь идет о неубиении человеком человека, в христианской традиции нет явного запрета на убийство животных, как это существует в некоторых других религиозных культурах и традициях.

Убивать себе подобных, даже в мире животных не настолько принято, как нам кажется. На эту тему существует много книг по биологии, конкретно по этологии, области, которая сравнивает поведение животных и поведение человека (с точки зрения биологии человек тоже животное). Например, есть знаменитая книга австрийского этолога Конрада Лорренса «Агрессия (так называемое “зло”)», где он очень много говорит о внутривидовой агрессии, о том, как соревнуются внутри вида животные, при этом не убивая друг друга (он приводит много примеров, кому интересно, могут почитать). Речь идет о том, что убивать себе подобного – противно природе, это не настолько естественно, как кажется некоторым, ведь люди убивают себе подобных нередко, иногда с неким упоением, используя пытки, мучения, – это действительно серьезное искажение. Поэтому, опираясь на природу, можно выполнять определенные заповеди и принципы, – вот о чем говорит апостол Павел.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать