Читаем Апостол. 3 февраля. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение

3 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 1–18.

 

1. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,

3. зная, что испытание вашей веры производит терпение;

4. терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9. Да хвалится брат униженный высотою своею,

10. а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

(Иак. 1, 1–18)

 

Дорогие братья и сестры, еще раз напоминаю, что мы перечитываем отрывки, которые некоторое время назад уже были прочитаны нами. В частности, мы уже начинали чтение соборных посланий апостолов. Напомню, что в оглавлении эти послания обычно стоят раньше, чем послания апостола Павла, сразу после книги Деяний святых апостолов. Мы имеем одно соборное послание апостола Иакова, два соборных послания апостола Петра, три соборных послания апостола Иоанна Богослова и одно соборное послание апостола Иуды. Итого семь соборных посланий. Напомню, что соборными они называются потому, что написаны всей полноте Церкви. Если у апостола Павла есть конкретный адресат, будь то римляне, ефесяне, христиане Галатии, Коринфа или Фессалоник, то здесь речь идет обо всей Церкви.

Также напомню, что автором первого соборного послания согласно оглавлению является апостол Иаков. Библеистика считает (и мало когда возникали сомнения на эту тему), что это брат Господень по плоти. Мы помним, что в Священном Писании упоминается несколько апостолов по имени Иаков, даже среди 12 апостолов было два ученика с таким именем: Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, и Иаков Алфеев. И все же, скорее всего, это послание принадлежит апостолу Иакову, брату Господню. Его так называют потому, что он был либо сыном Иосифа Обручника от первого брака, либо двоюродным братом Иисуса Христа. Вначале, как и прочие братья и сестры, апостол Иаков не воспринимал Христа как пророка, Мессию, Сына Божия, но после воскресения и вознесения Господня Иаков сделался последователем Христа и даже, как мы считаем, первым епископом Иерусалимской Церкви. В конце он мученически пострадал за проповедь христианства.

Начинается это послание согласно формуляру античного послания – с прескриптума: кто кому пишет и благопожелание: Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Мы видим, что наставления апостола Иакова очень конкретны, прозрачны. Может быть, в каком-то смысле они проще и понятнее, чем витиеватое, часто парадоксальное богословие апостола Павла. Однако здесь мы, конечно, тоже видим серьезную пищу для размышлений, важные духовные наставления. Апостол Иаков призывает нас с великой радостью принимать моменты испытаний, искушений. Действительно, это очень важно, и здесь мысль апостола Иакова, хотя выражена по-другому, находится в полном согласии с мыслью апостола Павла о том, что в скорбях нужно радоваться. Скорбь, с точки зрения апостола Павла и вообще греческого языка, – внешнее гонение, внешнее притеснение. При всех внешних трудностях и испытаниях христианин все равно радуется и благодарит Бога. Здесь апостол Иаков говорит то же самое: с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения как испытания внешние или, может, даже внутренние.

Конечно, с внутренними искушениями мы призваны бороться, побеждать их, не поддаваться им, и об этом, кстати, написано в этом же отрывке, только немного позже. Если мы с вами перенесемся на 12-й стих, то увидим: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Речь идет о том, что какие-то искушения, внешние испытания, препятствия, трудности Бог нам попускает именно для того, чтобы у нас родилось терпение, как говорится в начале послания, стойкость, непоколебимость, верность Христу. Когда наш враг дьявол увлекает нас в сторону злого деяния, злой мысли, то мы не можем думать, что это идет от Бога. Бог нас таким образом не искушает; Он может попустить дьяволу искушать нас, но мы призваны этому искушению противостоять. В случае внешних испытаний мы призваны принять это испытание, перенести его и не отвергать. Есть даже такое понятие, что Бог не дает испытаний сверх сил. Если же сатана пытается нас втянуть в грех, то мы призваны не с радостью это принять, а противостоять.

Здесь также есть очень интересные стихи, начиная с 6-го. Но да просит с верою (то есть просить что бы то ни было у Бога надо с верой), нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Мы уже говорили, когда в прошлый раз комментировали этот отрывок, что очень важно не иметь сомнений в своей вере, в своем доверии Богу, потому что с этого раздвоения – ощущения, что можно выбрать что-то вне Бога, начиналось грехопадение. Грехопадение каждого из нас тоже начинается тогда, когда мы не внимаем голосу Божиему. Ведь Бог всегда с нами разговаривает, всегда рядом с нами. Он разговаривает с нами через жизненные ситуации, через людей, которых Он нам посылает, через трудности, беды, невзгоды – через всё. И если бы мы могли всегда слышать голос сердца – а Бог говорит через сердце как сердцевину, центр нашего существа, – то мы бы двигались по тому пути, который наметил нам Господь, без всякого сомнения. Но когда в работу вступает наш нечистый ум, подчас так называемый здравый смысл, мы начинаем сомневаться и часто избираем вовсе не то, к чему нас призывает Господь. Начинается все именно с сомнения. Сразу вспоминается короткий афоризм Паисия Святогорца о том, что Бог всегда стучится в сердце, а дьявол – в мозг. Действительно, так и есть: Бог всегда говорит с человеком через сердце, а дьявол – через голову, через ум, который у нас, как правило, нечист и набит ненужным нам мусором.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать