Читаем Апостол. 3 декабря. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное

3 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 6, ст. 17–21. 

 

17. Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;

18. чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,

19. собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

20. О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,

21. которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

(1 Тим. 6, 17 – 21)

 

Это самое окончание Первого Послания апостола Павла к Тимофею.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения. Слова, невероятно актуальные, наверное, в любую эпоху: хоть в ту, в которой жили апостолы Павел и Тимофей, хоть в более позднюю, хоть в наше время. Недаром Господь наш Иисус Христос сказал, что «трудно богатому войти в Царство Небесное, удобнее даже верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому – в Царство Небесное». «Игольные уши» – название ворот в Иерусалиме, где верблюду было возможно пройти, но крайне трудно. Потом фраза была переосмыслена, и думали, что «игольное ушко» – ушко иголки. Совершенно невозможно, чтобы какой-то крупный предмет прошел сквозь игольные уши, поэтому поговорка стала выражением невозможности чего-то. В Евангелии же имелось в виду, что это возможно, но трудно.

Почему трудно богатому войти в Царство Божие? Не потому, что само богатство и земные блага являются чем-то греховным; всё сотворил Господь для нашей радости и наслаждения в подлинном смысле этого слова. Однако человек часто считает, что источник блага содержится в самом богатстве, а не в Источнике всей жизни и радости – Боге. Человек думает, что чем больше у него будет богатства, тем он будет счастливее, тем больше будет уважаем.

Есть прекрасная книга «Иметь или быть», написанная в XX веке психоаналитиком Эрихом Фроммом. Он сравнивает два модуса бытия: человек, который есть («быть»), и человек имеющий («иметь»). Интересная и достаточно пространная книга, краткий смысл которой заключается в следующем. Если человек живет в модусе «быть», то он старается жить внутренней жизнью, «докопаться» до своего «внутреннего человека», до своего сердца и через это жить полной, насыщенной жизнью: любить, дарить тепло, добро, понимать, что это есть бытие, смысл нахождения на земле. Если человек живет в модусе «иметь» и пытается иметь все больше и больше, то внутренней жизни у него нет, он ее заглушает. Такой человек считает, что главное достижение – скопление как можно большего количества материальных благ, обретение через это мнимой свободы, когда можно купить все что угодно: дом, автомобиль, остров, поездку в любую страну. Люди, слишком полагающиеся на богатство, считают, что дружбу, любовь тоже можно купить. Это, действительно, совершенно другой модус бытия. Человек, который живет в модусе «быть», созидает своего «внутреннего человека», реализует данные ему Господом таланты и тем самым движется к стяжанию Царства Божия внутри себя. Человек, живущий в модусе «иметь», разрушает своего «внутреннего человека», разрушает самого себя, создавая некий ложный образ. Когда он сталкивается с реальностью, оказываясь перед Лицом Христа Бога, перед лицом нереализованных внутренних возможностей, которые ему были даны, и ему приходится отвечать на вопрос «Зачем я жил?» – он не находит аргументов. Оказывается, все, что он накопил, не имеет объективной ценности; все это было дано ему, чтобы делиться этим, проявлять любовь, заботу, а вовсе не скапливать для себя.

Апостол Павел увещевает богатых людей, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. Апостол Павел увещевает, чтобы эти люди расточали свое богатство, не жалея для помощи, для дел милосердия, сострадания, и тогда их «внутренний человек» через это будет развиваться, созидаться, и их сокровище будет в вечности.

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Слова преданное тебе относятся к теме Предания. Мы уже говорили о том, что в Послании к Колоссянам и в «пастырских» посланиях апостол Павел много говорит о теме Предания. Во многом это было еще устное Предание, потому что новозаветный канон не был сформирован и Предание еще не было оформлено в книги. Все передавалось в устной форме, за исключением некоторых посланий, которые начинали собираться в одно целое. Смысл слова предание в том, что нечто отдавалось кому-то на сохранение, сбережение. Апостол Павел говорит Тимофею: «Я предал тебе то, как нужно поступать, как нужно учить, и к следующей встрече – в Царстве Божием или на этой земле – это должно остаться неповрежденным, неиспорченным, неискаженным». Когда мы говорим о Священном Предании, то имеем в виду то же самое: мы храним Предание, и когда предстанем перед судом Божиим, возможно, встретим в будущем веке тех, кто оставил нам это Предание (апостолов, пророков, святых отцов), и нам надо будет держать ответ, как мы его сохранили. Это понятие является очень важным для Церкви, в первую очередь, Православной, где стараются хранить Священное Предание неповрежденным.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать