Читаем Апостол. 3 августа. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее

3 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 7, ст. 12–24.

 

12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.

20. Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

(1 Кор. 7, 12 – 24)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать интереснейшее Первое Послание апостола Павла к Коринфянам. Огромное количество церковных проблем описано здесь апостолом Павлом. Мы с вами уже успели поговорить о проблемах разделения на группировки внутри Церкви, успели столкнуться с нравственными проблемами, связанными с тем, что коринфские христиане – это в основном христиане из язычников. Причем Коринф – это город, где язычество всегда было ярким, «во всей красе»: там было множество храмов, праздников и даже проходили знаменитые Истмийские игры. Поэтому в Коринфе люди привыкли жить достаточно вольно, даже в некотором роде распущенно. Даже было греческое слово «корифиазо», то есть «коринфовать», жить «по-коринфски», а значит достаточно вольно, наслаждаясь жизнью во всех ее проявлениях.

Мы продолжили читать 7-ю главу, где говорится о взаимоотношениях мужа и жены, мужчины и женщины. Мы поговорили о том, что апостол Павел хоть и рекомендует безбрачие, но, конечно же, не возводит его в абсолютную догму, потому что понимает, что у каждого свой путь. Он говорит: «Если вы уже муж и жена, то будьте добры свой супружеский долг исполнять. Если будете воздерживаться, то только по взаимному согласию, только на время и только ради молитвы и поста». Тем, кто еще не вступил в брак, он говорит: «Если можете не вступать, не вступайте. Но если все-таки считаете, что надо вступить, что вы не можете иначе, поскольку это не ваш путь, то лучше, конечно, иметь вторую половину и реализовывать свой потенциал как мужчины или женщины, чем разжигаться похотью на всех представителей другого пола». Об этом он говорит и вдовам (в 8-м стихе).

Сегодняшний отрывок с 12-го стиха посвящен уже немного другой проблеме в контексте общей проблематики взаимоотношений мужа и жены:

12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

Смотрите, какую интересную фразу апостол Павел вводит в свое размышление: Прочим же я говорю, а не Господь. Не все было сказано Господом Иисусом Христом напрямую, поскольку Господь говорил, в первую очередь, о конкретном спасении конкретного человека, о покаянии, об изменении сознания, о спасении, об исправлении. Весь спектр жизненных ситуаций Господь, возможно, не охватил в том плане, что это не было актуально конкретно в тот момент Его земного служения. В частности, когда христиан стало больше, то появились так называемые смешанные браки: один супруг мог быть христианином, второй мог оставаться язычником.

Здесь апостол Павел говорит о том, что у него есть свое мнение на этот счет, но это не догма. Кстати, надо сказать, братья и сестры, что в принципе мы с вами должны помнить: послания апостола Павла – это конкретные наставления конкретным людям в конкретной ситуации, поэтому сам апостол Павел очень часто, как здесь, говорит о том, что он не возводит свои слова в догму. Нельзя относиться к посланиям апостола Павла как к каким-то готовым решениям, возведенными в абсолют, поскольку сам апостол Павел так к ним не относился. Это видно даже в этой фразе: Прочим же я говорю, а не Господь. Апостол Павел был великими миссионером, богословом, он был в Духе, и мы действительно наслаждаемся его богословием, его посланиями, читая их на протяжении практически года, но при этом мы должны отдавать себе отчет в том, что он в основном рекомендует, советует, предлагает, но ни в коем случае не навязывает и не налагает какое-то бремя неудобоносимое.

Здесь как раз об этом же идет речь: если внутри семьи нормальная ситуация, муж и жена готовы жить друг с другом, но один еще пока не христианин (и, может быть, не будет им), а другой христианин, то, если с языческой стороны нет побуждений разойтись, христианская сторона должна сохранять этот брак. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Если же неверующая сторона хочет развестись, то надо дать ей эту возможность; все должно быть мирно и по обоюдному желанию.

16. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

Все советы апостола Павла, связанные с безбрачием и браком, о том, как поступать вдовам, как поступать в ситуации смешанных браков – это рекомендации, потому что апостол Павел понимает, что у каждого свой путь, свое предназначение, каждому нужно исполнить волю Божию именно о самом себе, нельзя досконально повторить путь другого человека. Нам с вами тоже надо это понимать, братья и сестры, потому что иногда мы думаем о том, что у нас есть столько примеров для подражания (тот же апостол Павел и другие святые), и если мы что-то из их жизни применим на себя, то поступим правильно. На самом деле, есть такая поговорка: все места в этом мире заняты, свободно только твое. У каждого из нас свое место и свой путь, поэтому все, что говорит даже апостол Павел с точки зрения Нового Завета, мы призваны пропустить через сито рассуждения, внутреннего принятия, анализа и применения конкретно к своей жизненной ситуации. Сам Павел об этом пишет: Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать