Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 4, ст. 14–5, ст. 6.
4:14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
4:15. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
4:16. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
5:1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
5:2. могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
5:3. и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
5:4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5:5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
5:6. как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
(Евр. 4, 14 – 5, 6)
Дорогие братья и сестры, мы вновь возвращаемся к Посланию к Евреям. Святая Церковь постановила в субботы и воскресенья Великого поста читать отрывки именно из этого Послания. Напомню, характеризуется оно тем, что апостол Павел проводит в нем огромное количество прообразовательных линий: в событиях или людях Ветхого Завета он видит прообраз того, что происходит в Завете Новом. Например, Христа апостол Павел очень часто называет Первосвященником и всячески доказывает Его Первосвященство – преимущество по отношению к ветхозаветному священству и вообще много внимания посвящает теме первосвященничества.
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Очень важная мысль, дорогие братья и сестры. Первосвященник Христос, с одной стороны, является Сыном Божиим, Небесным Первосвященником, а с другой стороны, Он воплотился и принял на себя человеческую плоть и немощь. Христос как бы побыл в ситуации человека, увидел изнутри, как непросто человеку в этой жизни. Бог, конечно, Всеведущий и Всезнающий, но здесь Он пошел на такую жертву как снисхождение, умаление, κένωσις, чтобы стать ч еловеком и показать, что Он близок к нам. Господь может сострадать нам в немощах наших и подобно нам, искушен во всем, кроме греха. То есть Христос как Первосвященник, будучи Богочеловеком, может одновременно давать нам Свою милость и любовь и в то же время сострадать нам, потому что Он знает, что терпит человек. Сострадание по-гречески συμπάθεία [симпатия]. То есть говоря, что какой-то человек нам симпатичен, мы, может быть, неосознанно, но вкладываем (с точки зрения этимологии) мысль, что мы ему сострадаем, можем понять его ситуацию.
Сказано, что Христос подобен нам во всем, кроме греха. Мы с вами знаем важнейшее богословское положение, что Христос действительно подобен человеку во всем: Он родился (пусть даже Его зачатие было бессеменным, непорочным), был м ладенцем, прошел стадии роста, бывал голоден и, соответственно, вкушал пищу, где-то радовался, где-то печалился, даже плакал, как говорит Евангелие. При этом Он во всем этом не согрешил, то есть был подобен нам во всем, кроме греха.
Где же коренится грех, братья и сестры? Мы говорим, что у человека греховная природа и семя греха заложено в человеке, но где? Очень часто мы с вами ошибочно полагаем, что грех своей основой имеет человеческое биологическое тело. Мы не один раз говорили об этом, но тема эта чрезвычайно важная. Немало христиан, в частности православных, не совсем верно мыслят в контексте этой проблематики. Дело в том, что на христианское богословие (по крайней мере, на некоторых его представителей) на самом раннем этапе его развития повлияла философия платонизма, автором которой был известный философ Платон. Во времена христианства очень сильна была философская школа неоплатонизма. Самым известным представителем ее был Плотин, давший новый виток развитию платоновской философии. Именно в платонизме тело считалось источником греха. Тело по-гречески – σώμα [сома], и была такая поговорка: «Soma – sima», то есть «Тело – гроб». Считалось, что человеческие инстинкты, биологические потребности являются грехом. Такое мышление породило презрение к плоти и отношение к телу как к чему-то греховному самому по себе.
Конечно, братья и сестры, это не укладывается в рамки главной мысли библейской антропологии. Тело – это человек в его целостности, и все, присущее телу, сотворено Богом. В этом отношении тело является нейтральным. Человеческое желание принимать пищу благословлено Богом еще в Эдемском саду, желание продолжать свой род тоже благословлено Богом – вспомним первые главы книги Бытия. Две базовые потребности нашего тела – это инстинкт самосохранения или поддержания жизни и инстинкт размножения. Являются ли они греховными сами по себе? Конечно, нет. В этом смысле тело является инструментом, который подчиняется человеческому уму и сознанию, и как раз здесь мы находим корень греха или чистоты.
Если ум прозрачный, сознание очищено и не имеет в себе греховной направленности, то человек не согрешает. Единственным таким Человеком был Иисус Христос: Его сознание и сердце не имели никакого греха. А все мы, люди, имеем какой-то мусор в сознании, некую поврежденность, а нечистый ум влечет ко греху тело, то есть тело в этом смысле рабствует нечистому уму. Источник греха находится именно в сознании. Недаром у апостола Павла в в Послании к Римлянам и в Послании к Титу сказано, что для чистого все чисто, а для нечистого нечисто потому, что ум его осквернен.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить этот важный момент: человек является греховным именно вследствие оскверненности своего ума и сознания, а тело подчиняется этому оскверненному уму, но само по себе не является чем-то греховным. Если мы с презрением и высокомерием будем относиться к нашей телесности, то будем не христианами, а людьми, больше подверженными платонической философской традиции.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!