Читаем Апостол. 29 января. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет

29 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 8, 11–16.

 

8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

11. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

(Евр. 11, 8, 11 – 16)

 

Еще один отрывок из Послания к Евреям, который мы уже комментировали. Отрывок достаточно длинный, и мы с вами найдем, о чем еще поговорить, возможно, под другим углом, другими словами. Таким образом чтение одного и того же отрывка по второму кругу не будет праздным.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Очень интересный эпизод. Апостол Павел вспоминает здесь много персонажей из Ветхого Завета. Конечно, Авраам, «отец всех верующих», как говорит апостол Павел, является одним из ключевых патриархов, как их называли в Ветхом Завете, одной из ключевых фигур всего Ветхого Завета. Первым актом его веры было то, о чем здесь написано. Мы помним, что Авраам жил в языческом окружении в городе Ур и, как говорят толкователи, иногда задумывался над тем, что языческие боги – лишь произведение рук и мыслей человеческих, поскольку идол – это не только истукан, изделие, сделанное в качестве бога, а это и некоторая мысль, идея, которую абсолютизировали.

Слово «идол» происходит от глагола ид – «видеть». Соответственно идол – «образ, изображение», некое видение бога, которое считается абсолютом, то есть нашу модель мы принимаем за реальность. Здесь православному христианину помогает апофатическое богословие. Напомню, это богословие, которое описывает Бога в отрицательных формулировках: чем Бог не является. Самые известные характеристики – наши обращения к Богу: Неизреченный, Недостижимый, Непознаваемый, Невидимый. Бог – это тайна, которую человеку никогда не будет дано разгадать; Он всегда неуловим (еще одно слово с приставкой не -). Напомню, человек становится обо́женным, становясь причастником Божественной энергии, Божественных действий, Божественных проявлений, но сама суть и глубина Божественная навсегда останется неуловимой. Поэтому нужно помнить, что любое наше представление о Боге, любой наш «идол» (образ, видение Бога) – это лишь идея. Она может быть адекватной, более или менее близкой к реальности, но это не сама реальность. Это нужно помнить, понимать и не пытаться кого-нибудь уничижить или тем более убить из-за того, что кто-то имеет иную «модель» Бога.

Итак, Авраам жил в языческом окружении, и, поскольку он стремился к чему-то большему, Бог является ему и говорит о том, что нужно выйти из родной земли и идти неизвестно куда. У нас есть русская сказка «Иди туда, не знаю куда», по большому счету то же самое произошло с Авраамом. Бог говорит ему, чтобы он покинул родной дом, своих родственников, единоплеменников, а ведь это было очень серьезное требование. Напомню, что перемещение из одного места в другое в древности являлось крайне опасной затеей. Человек жил в конкретном обществе, конкретном окружении, и изгнание из этого общества являлось страшным наказанием, практически равноценным смерти. В чужом обществе такого человека вряд ли приняли бы, а где-то скитаться тоже было, мягко говоря, не очень приятно и, скорее всего, должно было быстро закончиться гибелью от голода, холода, диких зверей или разбойников. Так что уйти «туда, не знаю куда» было непростой задачей. Тем не менее Авраам, будучи «отцом всех верующих» и человеком, который считал себя, как говорит апостол Павел чуть ниже, странником и пришельцем, не привязывался ни к чему земному. Когда Господь повелел, Авраам выполнил это повеление.

Позиция, когда Господь зовет нас «туда, не знаем куда» – очень важная экзистенциальная позиция. Авраам нас научает тому, чтобы мы умели создать в себе предрасположенность к ответу на Божественный призыв, даже когда мы не видим конкретной цели. Напомню, что слово «экзистенциальный» – философское слово, exsistentia с латинского означает «существование». Экзистенциальная философия – философия жизни, существования – термин, который популяризировался в философии в большей степени благодаря философам XX века. Когда мы говорим «экзистенциальная позиция» или «экзистенциальный ответ», то имеется в виду, что это некая жизненная позиция, жизненный ответ на какую-то ситуацию, на призыв Бога, если мы говорим про Авраама. У каждого христианина, человека, который хочет доверять Богу, должна быть экзистенциальная позиция, похожая на ту, которую имел Авраам. Жизнь – это тоже проявление Бога. Господь говорит с нами через жизненные ситуации и обстоятельства. Он что-то меняет в нашей жизни, куда-то нас зовет, к чему-то призывает, указывает какой-то путь. Может быть, на этом пути мы даже не видим окончательной цели, но чувствуем, что Господь говорит с нами через сердце, что это как раз «путь сердца». И опираясь только на наше доверие Богу, мы встаем на этот путь и совершаем это путешествие.

Это и есть та самая экзистенциальная позиция, о которой мне хотелось сказать. Человек делает что-то, идет по какому-то пути, не преследуя конкретную цель, а именно получая некую внутреннюю удовлетворенность, гармонию, внутреннее ощущение полноты именно от самого процесса, от того, что он идет по этому пути, что это путь его сердца. Как говорится в некоторых философских размышлениях, путь сердца и путь, не имеющий сердца, отличаются тем, что когда ты идешь по пути сердца, то ты и твой путь нераздельны, ты получаешь радость, а если ты идешь по пути, не имеющему сердца, то этот путь тебя уничтожает. Действительно, это так, и для христианина экзистенциальная позиция чрезвычайно важна. Когда мы являемся христианами и живем по-христиански, только лишь исходя из окончательной цели (а именно мы желаем наследовать Царство Божие), то у нас есть конкретная цель, направленная на наше собственное благо. Можно условно назвать эту позицию духовным эгоизмом. Да, мы здесь лишаем себя чего-то, но для того чтобы получить какую-то выгоду и блага от Бога потом, когда мы уже уйдем из этого мира и переселимся в мир другой. Получается, что наш путь определен этой конечной целью. А у Авраама конечная цель была непонятна, он просто доверился Богу и шел, куда Бог ему говорит. Мне кажется, что истинно экзистенциальная христианская позиция заключается в том, что христианин – человек, водимый Духом Святым (по мысли апостола Павла), тот, кто идет туда, куда ведет его Дух Святой, просто доверяя Духу, даже не беря в расчет конечную цель. Эта параллель между тем, как повел себя Авраам, между его экзистенциальной позицией и той экзистенциальной позицией, которая все-таки должна быть присуща истинным христианам, бескорыстно идущим путем сердца, на мой взгляд, очень яркая. В этом смысле Авраам может быть нашим учителем и «отцом всех верующих», всех доверяющих Богу.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать