Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 11, ст. 19–26, 29–30.
19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами…
29. …Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30. что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
(Деян. 11, 19 – 26, 29 – 30)
Вчера мы с вами уже прочитали начало 12-й главы и теперь возвращаемся к концу 11-й. Мы видим, что повествование потихоньку переводит нас от историй и ситуаций, связанных с апостолом Петром, к апостолу Павлу. Теперь повествование будет рассказывать в большей степени о деятельности этого апостола и его споспешников, а об апостоле Петре будет упоминаться реже. Автор книги Деяний подводит к тому, что апостол Павел призывается на широкую проповедь, чтобы уже не просто оставаться обратившимся христианином, а использовать свои таланты для широкой проповеди среди язычников.
Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
Антиохия упоминается очень часто, так как это был миссионерский центр, откуда и апостол Павел отправляется в свои миссионерские путешествия. На территории сирийской Антиохии, Дамаска, куда направлялся апостол Павел, когда совершилось его обращение, было множество язычников, которые первыми стали массово обращаться в христианство. Если, например, Корнилий сотник, живший в Кесарии, обратился сам вместе со своим окружением, то Антиохия – это город, который был центром проповеди среди язычников. Поэтому так часто здесь говорится об Антиохии. В 20-м стихе сказано, что апостолы говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса, то есть язычникам, людям античной культуры.
И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Посмотреть, где расположены все эти города и области, можно на специальных библейских картах, связанных с разными библейскими эпохами, в частности с новозаветной эпохой и проповедью христианства и даже конкретно с путешествиями апостола Павла и не только его, так как здесь мы видим еще и события, предшествующие его путешествиям:
22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
Когда Варнава пришел из Иерусалима в Антиохию, он возрадовался, присоединился к проповеди, и приложилось довольно народа к Господу. Дальше Варнава – в будущем спутник апостола Павла в первом миссионерском путешествии – идет в Тарс и оттуда призывает Павла на проповедь. Мы видим, что в 25-м стихе Павел еще называется еврейским именем Савл, поскольку здесь евангелист Лука, автор Деяний, пытается придержать это название, чтобы называть его Павлом тогда, когда он станет миссионером и выйдет на проповедь, тем самым проводя здесь «водораздел». Хотя Савл уже стал христианином, но основное его призвание – миссия, поэтому с этого момента, согласно композиции книги Деяний, он и будет называться римским именем Павл.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
Очень интересный исторический момент, братья и сестры. Видите, как долго не было такого понятия, как христианин. Они называли себя святыми, братьями и сестрами во Христе, учениками Христовыми, а христиане – это, по-видимому, название, которое было дано им со стороны. Поскольку Антиохия была центром проповеди среди язычников, то, скорее всего, это название пришло все-таки не от иудеев, а от язычников – тех, которые обращались в христианскую веру, и тех, кто еще не пришел ко Христу. Они могли называть учеников Христа христианами, потому что для них слово «Христос» было более понятным, так как это слово греческое. Мошиах – Мессия по-еврейски, а Христос – версия именно греческая, поэтому логично было от имени «Христос» произвести название «христиане». Тем более что для иудеев Мошиах, Мессия означало «Помазанник», так же, как и Христос – Помазанный. А для людей античной культуры, язычников это ничего не означало: чем помазанный, зачем помазанный? Поэтому «Христос «для них было именем собственным. Так же, как и сейчас многие воспринимают «Иисус Христос» как своего рода имя и фамилию, хотя Иисус – это имя, а Христос – титул «Помазанник». Конечно, мало кто среди современных людей сильно углубляется в это, просто у всех на слуху Иисус Христос. Так и для язычников: они услышали «Христос», «Помазанный», и решили называть Его последователей, производя их название от имени их Учителя.
Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
В ранние века христианства существовала практика собирать средства для нуждающихся церкви в Иерусалиме. Иерусалимская церковь поддерживалась другими церквями в своем «коммунистическом» бытии, об дважды сказано в книге Деяний: все общее, кому что было надо, тот и получал в соответствии со своими потребностями, поскольку не было ничего своего. Здесь мы видим, что пожертвование пришло от Антиохийской церкви, а в будущем апостол Павел в своих посланиях обозначал благодарность по отношению к Фессалоникийской церкви, к Филиппийской и некоторым другим.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!