Читаем Апостол. 29 мая. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами

29 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 11, ст. 19–26, 29–30.

 

19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами…

29. …Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30. что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

(Деян. 11, 19 – 26, 29 – 30)

 

Вчера мы с вами уже прочитали начало 12-й главы и теперь возвращаемся к концу 11-й. Мы видим, что повествование потихоньку переводит нас от историй и ситуаций, связанных с апостолом Петром, к апостолу Павлу. Теперь повествование будет рассказывать в большей степени о деятельности этого апостола и его споспешников, а об апостоле Петре будет упоминаться реже. Автор книги Деяний подводит к тому, что апостол Павел призывается на широкую проповедь, чтобы уже не просто оставаться обратившимся христианином, а использовать свои таланты для широкой проповеди среди язычников.

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

Антиохия упоминается очень часто, так как это был миссионерский центр, откуда и апостол Павел отправляется в свои миссионерские путешествия. На территории сирийской Антиохии, Дамаска, куда направлялся апостол Павел, когда совершилось его обращение, было множество язычников, которые первыми стали массово обращаться в христианство. Если, например, Корнилий сотник, живший в Кесарии, обратился сам вместе со своим окружением, то Антиохия – это город, который был центром проповеди среди язычников. Поэтому так часто здесь говорится об Антиохии. В 20-м стихе сказано, что апостолы говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса, то есть язычникам, людям античной культуры.

И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Посмотреть, где расположены все эти города и области, можно на специальных библейских картах, связанных с разными библейскими эпохами, в частности с новозаветной эпохой и проповедью христианства и даже конкретно с путешествиями апостола Павла и не только его, так как здесь мы видим еще и события, предшествующие его путешествиям:

22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

Когда Варнава пришел из Иерусалима в Антиохию, он возрадовался, присоединился к проповеди, и приложилось довольно народа к Господу. Дальше Варнава – в будущем спутник апостола Павла в первом миссионерском путешествии – идет в Тарс и оттуда призывает Павла на проповедь. Мы видим, что в 25-м стихе Павел еще называется еврейским именем Савл, поскольку здесь евангелист Лука, автор Деяний, пытается придержать это название, чтобы называть его Павлом тогда, когда он станет миссионером и выйдет на проповедь, тем самым проводя здесь «водораздел». Хотя Савл уже стал христианином, но основное его призвание – миссия, поэтому с этого момента, согласно композиции книги Деяний, он и будет называться римским именем Павл.

Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Очень интересный исторический момент, братья и сестры. Видите, как долго не было такого понятия, как христианин. Они называли себя святыми, братьями и сестрами во Христе, учениками Христовыми, а христиане – это, по-видимому, название, которое было дано им со стороны. Поскольку Антиохия была центром проповеди среди язычников, то, скорее всего, это название пришло все-таки не от иудеев, а от язычников – тех, которые обращались в христианскую веру, и тех, кто еще не пришел ко Христу. Они могли называть учеников Христа христианами, потому что для них слово «Христос» было более понятным, так как это слово греческое. Мошиах – Мессия по-еврейски, а Христос – версия именно греческая, поэтому логично было от имени «Христос» произвести название «христиане». Тем более что для иудеев Мошиах, Мессия означало «Помазанник», так же, как и Христос – Помазанный. А для людей античной культуры, язычников это ничего не означало: чем помазанный, зачем помазанный? Поэтому «Христос «для них было именем собственным. Так же, как и сейчас многие воспринимают «Иисус Христос» как своего рода имя и фамилию, хотя Иисус – это имя, а Христос – титул «Помазанник». Конечно, мало кто среди современных людей сильно углубляется в это, просто у всех на слуху Иисус Христос. Так и для язычников: они услышали «Христос», «Помазанный», и решили называть Его последователей, производя их название от имени их Учителя.

Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

В ранние века христианства существовала практика собирать средства для нуждающихся церкви в Иерусалиме. Иерусалимская церковь поддерживалась другими церквями в своем «коммунистическом» бытии, об дважды сказано в книге Деяний: все общее, кому что было надо, тот и получал в соответствии со своими потребностями, поскольку не было ничего своего. Здесь мы видим, что пожертвование пришло от Антиохийской церкви, а в будущем апостол Павел в своих посланиях обозначал благодарность по отношению к Фессалоникийской церкви, к Филиппийской и некоторым другим.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать