Читаем Апостол. 29 марта. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников

29 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня вторник третьей седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь за богослужением не читает отрывки из Нового Завета: ни из Апостола, ни из Евангелия. Книга Апокалипсис, как мы знаем, вообще никогда не читается за богослужением, поэтому мы попытаемся восполнить этот пробел. Действительно, православные христиане не очень хорошо знакомы с этой книгой – запутанной и сложной, с обилием символов и аллюзий, в том числе ветхозаветных, связанных с мифологией того времени, с политической, исторической ситуацией. Поэтому мы с вами, пусть бегло и достаточно поверхностно, но попытаемся познакомиться с содержанием и понять хотя бы общий смысл, главную идею этой замечательной книги, уникальной как для Нового завета, так и для всей Библии.

В прошлый раз мы дочитали 1-ю главу и теперь переходим ко 2-й главе, где как раз начинаются послания семи церквям. Мы помним, что Иоанн слышит от Бога повеление написать семи церквям провинции Асия. Все они находились в семи городах, расположенных на окружной дороге, начинающейся и заканчивающейся в Ефесе (Эфесе). Все эти города, которые находились на территории нынешней Турции, сейчас не существуют, и понять, как они выглядели, мы, наверное, уже не сможем. Хотя, конечно, что-то осталось, и главный город провинции Ефес все-таки как-то можно представить. Те люди, которые бывают в Турции не только ради отдыха на морском побережье, но и с экскурсионными целями, могут увидеть то, что осталось от Ефеса.

Первое послание было обращено к ангелу Ефесской церкви. Мы с вами говорили о том, что самое распространенное и достоверное толкование понятия ангел церкви – это ангел-хранитель.

1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

6. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

7. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

(Откр. 2, 1–7)

 

Нужно сказать о том, что в этих городах, и в первую очередь в Ефесе – как в главном городе провинции Асия и третьем по величине городе всей Римской империи – достаточно активно процветал культ императора. Напомню, что книга Апокалипсис написана, наверное, главным образом для того, чтобы поддержать христиан, оказавшихся перед лицом уже достаточно систематических гонений. Это были первые гонения политического характера, и начались они в 90-е годы I века. Напомню, что при Нероне гонения хотя и носили жестокий характер, но были достаточно краткими и связаны были с ложным обвинением в уголовном преступлении – в поджоге Рима. При императоре Домициане они стали носить именно политический характер, поскольку стал процветать культ кесаря, императора, которому требовалось покланяться как богу, чего христиане, конечно, делать не могли. Они не хотели приносить жертвы и поклоняться языческим национальным богам, в частности культу императора, и за это они стали преследоваться. Как раз в городе Ефесе стали воздвигать храм в честь императора Домициана. Конечно, задачей апостола Иоанна Богослова, которому было дано это откровение, была поддержка ефесских христиан. Прямо в их городе, где они собирались и молились Христу, процветал культ императора, и, конечно, гонения там были особыми. Чем ближе к очагу какого-то явления, тем сложнее остаться незамеченным или противостоять этому явлению. В Ефесе не просто стоял храм Домициана (хочешь – заходи, хочешь – нет), но людей заставляли показывать свою лояльность императору и Римской империи в целом.

2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Господь Бог устами Иоанна хвалит ефесских христиан, ангела Ефесской церкви, потому что они многое переносили и терпели. Также хвалит за то, что они смогли разоблачить каких-то лжеапостолов: ты не можешь сносить развратных (если дословно перевести, то получится «злых») и испытал тех, которые называют себя апостолами, то есть не дал развития какому-то лжеучению.

4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Согласно толкованиям, скорее всего, речь идет о том, что христиане Ефеса, несмотря на свое терпение и обличение лжеучителей, оставили главное в христианстве, а именно дела любви, заботу друг о друге, милосердие, сострадание. Так бывает очень часто и в наше время, когда православные христиане поглощены борьбой с лжеучениями, внешними врагами, опасаются, что кругом еретики, раскольники и прочие. Да, иногда православные люди показывают принципиальность и стойкость в этих противостояниях, но когда смотришь на такую общину изнутри: как строятся их отношении и какое содержание их наполняет, часто можно видеть, что за этой борьбой люди забыли о милосердии, об элементарных проявлениях христианской любви, веры, радости. Получается, что это обличение относится и к ним. Это чрезвычайно важно понимать и пытаться отслеживать в наши дни.

В другой раз мы перейдем к посланию следующей церкви. Хотя, возможно, мы не вполне успели разобрать весь текст послания к Ефесской церкви, но необходимо немного поторопиться, чтобы успеть за время Великого поста прочитать по крайней мере принципиально важные отрывки, освоить основное содержание Апокалипсиса и уловить главную мысль.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать