Читаем Апостол. 29 июня. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование

29 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 4, ст. 13–25.

 

13. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.

14. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;

15. ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.

16. Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам

17. (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.

18. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».

19. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;

20. не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу

21. и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

22. Потому и вменилось ему в праведность.

23. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,

24. но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,

25. Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

(Рим. 4, 13-25)

 

Апостол Павел продолжает ту же самую мысль, о которой говорилось в предшествующем отрывке, прочитанном нами вчера. Всё это 4-я глава, которую сегодня мы дочитали до конца. Итак, Павел продолжает тему Авраама и его веры и того, что он включает в себя всех верующих, независимо от факта обрезания.

13. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.

14. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;

15. ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.

Апостол говорит, что тщетны вера и обетование, то есть обещанное Богом Аврааму нечто пустое, даже ненужное, непонятно зачем данное, если все от закона, от обрезания, и если от этого должна быть и праведность. Но мы помним, что Бог дал Аврааму обетование, и тот ответил на него верой, доверием, верностью, поэтому спасение идет от того, что поверил Авраам и поверили всего его «духовные дети». В конце концов по этой вере и приходит спасение, а не по делам закона, ибо, как часто говорит апостол Павел (в Послании к Римлянам и Послании к Галатам): закон не дает спасения, он, как здесь написано, производит гнев. А гнев в библейской культуре – то же самое, что суд, то есть закон может только подвести человека к суду («суд» по-гречески – «кризис»).

Через закон человек может быть осужден: поставлен перед своей немощностью, греховностью, ограниченностью, о чем и написано в 15-м стихе: ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Это очень интересный и правильный тезис, к сожалению, мы не всегда до конца понимаем его справедливость и важность в богословии апостола Павла. Действительно, что такое преступление? Это акт, когда мы через что-то переступаем. А как можно это сделать, если нет позиции, через которую можно переступать? Поэтому, чтобы появились преступления, должен появиться закон. В Послании к Галатам есть параллельное место, где воображаемый собеседник так же задает Павлу вопрос: а для чего тогда закон? То есть если Аврааму дано обетование, а через Христа оно получило исполнение, для чего между ними появляется закон? В русском синодальном переводе говорится, что закон дан позже, чем обетование (как все мы прекрасно понимаем, Моисей жил позже, чем Авраам) «по причине преступлений». Славянский перевод точнее отражает смысл оригинального греческого текста: «преступлений ради приложися». Получается, что русский перевод дает совершенно неправильное понимание, вне контекста богословия апостола Павла: «по причине преступлений» означает, что были преступления, а закон должен был бы их ограничить. Вроде бы понятно и правильно, но мысль Павла глубже.

15-й стих 4-й главы Послания к Римлянам поясняет тот самый стих из Послания к Галатам: закон как раз и был дан для того, чтобы появились преступления, ибо где нет закона, нет и преступления. Как человеку вменить его ущербность? Как указать ему на то, что он ограничен и грешен? Через закон. Дается закон – и грех можно вменить, потому что появляются преступления. Закон показывает, чего делать нельзя, человек это делает – и появляется преступление, то есть грех облекается в форму, плоть, его становится можно вменить. Павел всегда четко пишет, что закон не спасает, хотя он праведный и исходит из праведного источника – Бога, Его святой воли, но он лишь обозначает грех, только создает условия для преступлений, чтобы грех «ожил». Мы будем читать об этом в 7-й главе: когда появляется закон – грех оживает, а человек умирает. Такая интересная позиция и богословие. Для чего все это? Да для того чтобы человек понял свою немощь, что он не может по своей немощи исполнить закон. Поэтому закон «говорит» ему: человек, ты совершаешь преступление, ты не можешь исполнить какие-то позиции закона, так пойми, что ты грешен и всем сердцем молись Богу, желай избавления, желай Спасителя, потому что закон не избавитель, он лишь показывает тебе твою немощь, но не спасает.

16. Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам

17. (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.

То есть Авраам становится отцом всех верующих благодаря своей вере и тому, что всякий верующий уподобляется Аврааму.

18. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».

Конечно, речь идет о духовном родстве, духовных детях. Все верующие в духовном смысле становятся детьми Авраама, поэтому написано «многочисленно будет семя твое», потомки Авраама многочисленны именно в этом отношении.

19. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;

20. не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу

21. и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Здесь говорится об эпизоде, когда Бог обещал Аврааму и Сарре наследника. Как мы знаем, потом у них родился Исаак, и по этой линии Авраам – Исаак – Иаков в конце концов мы доходим до Самого Мессии – Христа. Именно благодаря тому, что Христос спасает род человеческий, дает возможность веры – спасения по благодати, получается, что Иисус Христос, потомок по плоти Авраама, дает многим и многим народам быть детьми Авраама по вере, то есть в духовном смысле слова, – такая интересная логика.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы