Читаем Апостол. 29 декабря. Те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес

29 декабря 2015 г.

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 12, ст. 25–26; глава 13, ст. 22–25.

 

25. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

26. Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

22. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

25. Благодать со всеми вами. Аминь.

(Евр. 12, 25 – 26; 13, 22 – 25)

 

Сегодняшний отрывок состоит из двух разных фрагментов, разделенных практически целой главой: мы читаем концовки 12-й главы и 13-й главы, которая в то же время является концовкой всего Послания. Поэтому между собой эти фрагменты мало связаны. Такое иногда бывает, и это в некотором смысле усложняет нашу задачу, потому что читать последовательно, останавливаясь на каких-то стихах более подробно, а какие-то читая быстрее, было бы возможно, если бы мы читали текст подряд. Если мы читаем так, как указано в календаре, нам приходится соглашаться с этой разбивкой и, соответственно, комментировать то, что мы прочитали в формате нашего с вами общения.

Первые два стиха сегодняшнего чтения дают нам определенную пищу для размышления. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Мы видим, что апостол Павел продолжает предлагать нашему вниманию параллели. Говоря о том, что Новый Завет во Христе Иисусе превосходит Завет Ветхий, он ссылается на различные места из Священного Писания Ветхого Завета и заканчивает наставлением: не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. Если во времена Ветхого Завета и дарования закона Моисеева те, кто не послушали этого закона, – не послушав глаголавшего на земле, –получили наказание, то тем более мы, если не послушаем Того, Кто говорит с Неба, то есть Господа Иисуса Христа, получим сугубое наказание.

Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Это цитата из Книги пророка Аггея (Агг. 2, 7), где, согласно мнению толкователей, имеется в виду эпизод дарования закона Моисею. Оно сопровождалось различными стихийными явлениями, о которых здесь как раз и написано. Если тогда все было связано только с природой: была поколеблена земля, то в другой раз, как говорит Господь, будет поколеблено и небо.

Для того чтобы нам завершить этот отрывок с точки зрения смысла, прочитаем 12-ю главу до конца:

27. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

29. потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Апостол Павел делает вывод из своего наставления, из своей мысли. Слова еще раз, взятые из Книги пророка Аггея, означают изменение колеблемого как сотворенного. Действительно, религиозность, которая зиждилась на законе Моисея, были преходящей, колебимой. Богом через пророка говорится: «Да, дан закон, и я поколебал землю, но придет время, поколеблю и небо», то есть это ветхое будет поколеблено, будет сдвинуто в сторону, отойдет в прошлое.

Итак мы, приемля царство непоколебимое (то есть Божие, новозаветное, Христово), будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий. Это тоже цитата из Ветхого Завета, из книги Второзакония (Втор. 4, 24). Очень красивые слова о том, что, действительно, Бог наш есть огонь поядающий. Если мы приближаемся к Богу и при этом не готовы, нечисты, то этот огонь Божественный может попалить, как мы говорим в молитвах, терние нашей души, нашего сознания. Когда мы причащаемся, тоже метафорически говорим всякий раз, что принимаем «огнь Божественный» и просим, чтобы этот «огнь» попалил наши грехи, но не уничтожил нас самих, а преобразил, освятил все наши помышления, тайные уголки всего нашего существа. Эта мысль апостола Павла и приведенная им цитата пророка Аггея имели своей целью дать адресату возможность еще раз задуматься о том, что новое непоколебимое Царство гораздо выше. Нужно стремиться к нему, как сказано в одном из посланий, забывая заднее (то есть то, что уже пройдено) и устремляясь всем сердцем к тому, что ожидает нас впереди.

Вторая часть нашего сегодняшнего отрывка – просто концовка послания, в которой нет большой смысловой нагрузки. Это прощание апостола Павла, приветствие адресата и пожелание благодати. Мы видим, что начинается Послание к Евреям не согласно формуляру, но заканчивается все-таки более привычным для посланий образом: здесь есть благопожелание, приветствие и ниспослание благодати адресату.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать