Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 18–31; глава 2, ст. 1-2.
Сегодня Пятница Страстной седмицы. Этот день является для нас особенным, как и каждый день Страстной недели является уникальным. Вчера, в Страстной Четверг, мы вспоминали установление таинства Евхаристии, а сегодня вспоминаем распятие нашего Господа, Его Крест и страдания. Святая Церковь в этот день дает нам возможность прочитать отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам.
1:18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
1:19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
1:20. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1:21. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1:22. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
1:23. а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
1:24. для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
1:25. потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
1:26. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
1:27. но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
1:28. и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, —
1:29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
1:30. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
1:31. чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
2:1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2:2. ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…
(1 Кор. 1, 18–2, 2)
Братья и сестры, мы прочитали отрывок, где говорится о распятии, о Кресте. Здесь апостол Павел вновь показывает себя мастером парадоксов. Он говорит о том, что Божия сила, Божия мудрость проявляет себя крайне парадоксальным образом, совершенно не так, как ожидают люди. Уже в 18-м стихе вводится этот парадоксальный пафос, парадоксальное напряжение.
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Для тех, кто вне Церкви и вне Христа, проповедь о кресте, о том, что Бог так полюбил человека, что Сам стал человеком и принял распятие, унижение, страдания, смерть – безумие. Для иудея, язычника, да и для многих людей в нынешних обстоятельствах это кажется чем-то несоответствующим Божественной силе и Премудрости. Но для нас, спасаемых, в этом проявляется сила Божия. Вот какой парадокс: для одних – безумие, для других – сила.
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Все земные мудрецы и книжники, ученые и образованные люди в своей земной мудрости не познали Бога. Может быть, эта мудрость в какой-то степени явилась препятствием, потому что она не раскрыла для человека Бога, не способствовала встрече человека и Бога, а сделала эту мудрость поводом для гордыни и высокомерия. Получается, что самые мудрые, книжные, образованные люди иудейского мира не признали во Христе Сына Божия, не познали Божественную мудрость, которая явила себя как бы в слабости. Бог, Который распинается на кресте, – какой же это Бог? Это слабый Бог, побежденный! А оказывается, в этом заключалась сила и победа. Но мир своей земной, светской мудростью не познал этого. Поэтому здесь сказано: благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Христиане, которые познали этот парадокс Божественной силы, проявляющейся в слабости, вошли в мир с проповедью такого Бога, такой силы Божией. Конечно, на них часто смотрели, как на сумасшедших, юродивых, безумных. А они тем не менее шли, проповедовали не только своей жизнью, словом, но и своей смертью, своим бесстрашием перед лицом смерти. И люди, видя это бесстрашие, приходили ко Христу. Эта горстка христиан, безумных с точки зрения внешнего мира (иудейского, языческого), смогла победить Римскую империю, завоевать уважение людей. В конце концов христианство было признано, потом стало господствующее религией, а начиналось все с этой «безумной» проповеди.
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Продолжается этот парадоксальный богословский пассаж. Иудеи требуют чудес, для них было важно, чтобы Мессия творил чудеса. Даже существовало понятие «знамения легитимации»: когда Мессия придет, Он должен совершить определенные чудеса, показать, что Он не слабее Моисея. Моисей ведь показывал чудеса перед тем, как народ поверил ему и пошел за ним из земли Египетской, так же и Мессия должен был показать знамения и чудеса. Эллины, то есть язычники, образованные люди античного мира, искали во всем премудрости, здравого смысла, философии. Философия в переводе с греческого – «любовь к мудрости».
Как говорит апостол Павел, несмотря на то, что иудеи ищут чудес, а эллины – премудрости, мы проповедуем Христа Распятого. Слово «проповедуем» в русском переводе не совсем точно отражает смысл греческого слова κήρυγμα [ки́ригма], скорее означающее «провозглашение, возвещение». Слово «проповедь» в наше время обозначает некого рода поучение, а κήρυγμα – это не когда кто-то учит кого-то, а кто-то провозглашает что-то. Мы, христиане, провозглашаем: «Христос, Распятый на Кресте, есть Сын Божий». Вот наше провозглашение, наш лозунг.
Это провозглашение для иудеев является соблазном. Напомню: «соблазн» по-гречески – σκάνδαλον [ска́ндалон]. Для иудеев это настоящий скандал: им говорят, что Бог – это плотник из Назарета, которого распяли на кресте. Как может быть Богом этот униженный и распятый? Это скандал для всего иудейского мира, для иудейского сознания. А для эллинов это безумие: как Бог, Который должен быть сильным, мудрым с точки зрения светского мира, оказывается распятым на кресте? Но для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Когда и иудеи, и эллины становятся верующими во Христа и начинают изнутри чувствовать, Кто такой Христос, тогда они видят в Нем и силу, и Премудрость. Они находят во Христе то, что ищут, но только когда становятся внутренне причастными Ему, а не когда судят о Нем со стороны: с «высоты» полета своего человеческого разума, премудрости, книжности и образованности.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!