Читаем Апостол. 29 апреля. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия

29 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 18–31; глава 2, ст. 1-2.

 

Сегодня Пятница Страстной седмицы. Этот день является для нас особенным, как и каждый день Страстной недели является уникальным. Вчера, в Страстной Четверг, мы вспоминали установление таинства Евхаристии, а сегодня вспоминаем распятие нашего Господа, Его Крест и страдания. Святая Церковь в этот день дает нам возможность прочитать отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам.

1:18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

1:19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

1:20. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

1:21. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

1:22. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

1:23. а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

1:24. для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

1:25. потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

1:26. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;

1:27. но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;

1:28. и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, —

1:29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

1:30. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,

1:31. чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.

2:1. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,

2:2. ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…

(1 Кор. 1, 18–2, 2)

 

Братья и сестры, мы прочитали отрывок, где говорится о распятии, о Кресте. Здесь апостол Павел вновь показывает себя мастером парадоксов. Он говорит о том, что Божия сила, Божия мудрость проявляет себя крайне парадоксальным образом, совершенно не так, как ожидают люди. Уже в 18-м стихе вводится этот парадоксальный пафос, парадоксальное напряжение.

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Для тех, кто вне Церкви и вне Христа, проповедь о кресте, о том, что Бог так полюбил человека, что Сам стал человеком и принял распятие, унижение, страдания, смерть – безумие. Для иудея, язычника, да и для многих людей в нынешних обстоятельствах это кажется чем-то несоответствующим Божественной силе и Премудрости. Но для нас, спасаемых, в этом проявляется сила Божия. Вот какой парадокс: для одних – безумие, для других – сила.

Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Все земные мудрецы и книжники, ученые и образованные люди в своей земной мудрости не познали Бога. Может быть, эта мудрость в какой-то степени явилась препятствием, потому что она не раскрыла для человека Бога, не способствовала встрече человека и Бога, а сделала эту мудрость поводом для гордыни и высокомерия. Получается, что самые мудрые, книжные, образованные люди иудейского мира не признали во Христе Сына Божия, не познали Божественную мудрость, которая явила себя как бы в слабости. Бог, Который распинается на кресте, – какой же это Бог? Это слабый Бог, побежденный! А оказывается, в этом заключалась сила и победа. Но мир своей земной, светской мудростью не познал этого. Поэтому здесь сказано: благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Христиане, которые познали этот парадокс Божественной силы, проявляющейся в слабости, вошли в мир с проповедью такого Бога, такой силы Божией. Конечно, на них часто смотрели, как на сумасшедших, юродивых, безумных. А они тем не менее шли, проповедовали не только своей жизнью, словом, но и своей смертью, своим бесстрашием перед лицом смерти. И люди, видя это бесстрашие, приходили ко Христу. Эта горстка христиан, безумных с точки зрения внешнего мира (иудейского, языческого), смогла победить Римскую империю, завоевать уважение людей. В конце концов христианство было признано, потом стало господствующее религией, а начиналось все с этой «безумной» проповеди.

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Продолжается этот парадоксальный богословский пассаж. Иудеи требуют чудес, для них было важно, чтобы Мессия творил чудеса. Даже существовало понятие «знамения легитимации»: когда Мессия придет, Он должен совершить определенные чудеса, показать, что Он не слабее Моисея. Моисей ведь показывал чудеса перед тем, как народ поверил ему и пошел за ним из земли Египетской, так же и Мессия должен был показать знамения и чудеса. Эллины, то есть язычники, образованные люди античного мира, искали во всем премудрости, здравого смысла, философии. Философия в переводе с греческого – «любовь к мудрости».

Как говорит апостол Павел, несмотря на то, что иудеи ищут чудес, а эллины – премудрости, мы проповедуем Христа Распятого. Слово «проповедуем» в русском переводе не совсем точно отражает смысл греческого слова κήρυγμα [ки́ригма], скорее означающее «провозглашение, возвещение». Слово «проповедь» в наше время обозначает некого рода поучение, а κήρυγμα – это не когда кто-то учит кого-то, а кто-то провозглашает что-то. Мы, христиане, провозглашаем: «Христос, Распятый на Кресте, есть Сын Божий». Вот наше провозглашение, наш лозунг.

Это провозглашение для иудеев является соблазном. Напомню: «соблазн» по-гречески – σκάνδαλον [ска́ндалон]. Для иудеев это настоящий скандал: им говорят, что Бог – это плотник из Назарета, которого распяли на кресте. Как может быть Богом этот униженный и распятый? Это скандал для всего иудейского мира, для иудейского сознания. А для эллинов это безумие: как Бог, Который должен быть сильным, мудрым с точки зрения светского мира, оказывается распятым на кресте? Но для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. Когда и иудеи, и эллины становятся верующими во Христа и начинают изнутри чувствовать, Кто такой Христос, тогда они видят в Нем и силу, и Премудрость. Они находят во Христе то, что ищут, но только когда становятся внутренне причастными Ему, а не когда судят о Нем со стороны: с «высоты» полета своего человеческого разума, премудрости, книжности и образованности.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать