Читаем Апостол. 28 января. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое

28 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 10, ст. 35–39; глава 11, ст. 1-7.

 

35. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

2. В ней свидетельствованы древние.

3. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

(Евр. 10, 35–11, 7)

 

Этот интересный отрывок мы также читали и комментировали в декабре. Как я уже говорил, это связано с так называемой «крещенской отступкой» - когда есть достаточное время между праздником Святого Крещения и началом Великого поста, которое надо заполнить апостольскими чтениями. Поэтому несколько ранее прочитанные отрывки предлагаются для повторного размышления, что мы сейчас и делаем.

Сегодняшний отрывок очень насыщен по смыслу, поэтому будет совершенно не лишне поговорить о нем еще раз. В прошлый раз мы в большей степени останавливались на 1-м стихе 11-й главы. Наверное, это единственное место в Новом Завете (и, может быть, во всей Библии), где дается практически определение веры. Обычно прямого определения веры, как это бывает, скажем, в словаре, мы не найдем, потому что в основном Библия изобилует примерами того, как люди верили, как доверяли и были верны Богу, но конкретного определения «вера есть то-то и то-то» мы практически не найдем. А здесь мы как раз видим такое определение, по крайней мере, его попытку.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Очень емкое определение – осуществление ожидаемого. Если мы с вами чего-то ожидаем, к чему-то стремимся, то мы всеми душевными силами желаем, чтобы это совершилось, то есть желаем осуществления. Мало того, не просто желаем, а каким-то образом осуществляем в реализации, осуществлении этого самого ожидаемого. Скажем, молясь словами молитвы «Отче наш», мы говорим Отцу Небесному: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле», то есть всем сердцем желаем, чтобы это ожидаемое Царство Божие свершилось, чтобы воля Божия исполнялась на земле так же, как и на небе. При этом мы не пассивно молимся, но очищаем свое сердце, чтобы воля Божия осуществлялась через нас более полноценно, более прозрачно. Тем самым каждый из нас может помочь осуществлению этого ожидаемого. В этом отношении вера – это очень активная позиция, а не просто пассивное ожидание того, что что-то совершится.

Далее перечисляются различные примеры из Ветхого Завета. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое » – это первые страницы Библии, связанные с описанием творения Богом всего мироздания. Все было невидимое, и вдруг произошло что-то видимое – это очень интересный момент, который имеет некую параллель с тем, как современная наука смотрит на происхождение мира, на его структуру: мир, вся материя, всё, что мы видим, ощущаем, на своем элементарном уровне состоит из чего-то невидимого, из элементарных частиц, которые по своему существу являются пустотой (есть такое понятие). На самом деле это очень сложно понять нашим умом. Мы воспринимаем мир как совокупность средних объектов, которые имеют определенную плотность, параметры, а на уровне микромира выясняется, что все состоит из этих очень маленьких частичек, а в конечном счете – из пустоты, чистой энергии, если можно так сказать. Все это очень сложные термины, требующие специального комментария компетентных в этом людей. Но если выражаться дилетантски, то концепция приблизительно такова. Можно называть ее энергетической концепцией Вселенной. Действительно, получается, что даже с этой точки зрения все видимое состоит из невидимого. И то, что мы видим, воспринимаем и ощущаем, на своем микроуровне, в своей глубинной сути и есть эта чистая энергия, чистая пустота.

Это сложно понять, но если наука до XX века даже никогда и не подумала бы подойти к этому, считая, что все уже более или менее понятно и после открытия закона сохранения энергии невозможно открыть ничего нового. Но благодаря XX веку: открытиям Эйнштейна и всех, кто связан с открытиями в квантовой механике (Планк, Ниль Бор, Гейзенберг), мы стали способны размышлять над такими сложными областями физической науки и стало возможно ее сближение с богословием, религиозными и духовными позициями. Если в мире Ньютона места для Бога подчас не находилось: все было очень четко структурировано, были очень четкие причинно-следственные связи, то в мире квантовой механики, микромире место для Бога, условно говоря, стало возможным. Сама структура мира оказалась не такой простой и односложной, как это казалось до XX века, когда все воспринималось в контексте ньютоновой механики как основной мировоззренческой парадигмы. Это небольшое отступление, хотя все это очень интересно, и тем, кто хочет узнать об этом больше, рекомендую почитать книги, написанные более компетентными в этом отношении людьми.

В 4-5-м стихах перечисляются еще персонажи Ветхого Завета, вера которых может быть образцом для нас.

6-й стих звучит как тезис: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Действительно, без веры «угодить» Богу невозможно. Слово «угодить» антропоморфное. Мы говорили, что в Библии встречаются, и мы также используем по отношению к Богу антропоморфизмы – слова, взятые из мира человеческих отношений, например, когда говорим, что Бог «гневается», «раскаялся», что у Него есть руки, очи. Все это, конечно, антропоморфизмы, которые мы используем, чтобы как-то приблизительно передать какую-то мысль. Но, конечно, мы понимаем, что Бог любит всех нас и все мироздание и Ему не надо угождать, для того чтобы любви стало больше. Но речь идет о том, что без веры невозможно самих себя приблизить к Богу, ведь Сам Бог всегда близок к нам, Он от нас не убегает. Его суть, как мы говорили, всегда остается неизреченной, непостижимой и неуловимой тайной, но в Своих действиях, энергиях, любви и силе Бог всегда рядом, всегда близко. Поэтому задача не «подтянуть» Бога к себе, а самим стать ближе к Нему. Эту фразу так и надо понимать: без веры, без доверия, без понимания, что есть Бог, источник всякой жизни, невозможно к Нему приблизиться, поскольку надо в принципе понимать, к чему двигаться. О чем здесь и написано: ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал. То есть тому, кто стремится к Богу, надо довериться мысли, ощущению, что Бог есть источник всякой жизни, а мир не сводим к одному лишь видимому, но что есть невидимое, из которого все произошло, и, как выяснилось, из которого все и состоит.

Это очень интересная параллель: мы с вами не можем видеть все, что происходит в микромире, мы не видим электромагнитные поля и волны, хотя знаем, что поля считаются разновидностью материи (условно говоря, материя делится на две категории: вещество и поля). Обычным взглядом мы не видим их, но тем не менее знаем, что они есть и можем их даже использовать. Поэтому мы не видим многого даже на уровне того, что изучает наука. Тем более мы не способны видеть то, что является уже частью духовного мира. Об этом, кстати, писал великий богослов, архипастырь и ученый святитель Лука Войно-Ясенецкий, наш святой XX века, в своей книге «Дух, душа и тело». Кто не читал, обязательно прочитайте. В первой же главе, которая называется «Что нам говорит современное состояние естествознания о мире», он подробно рассуждает о том, что если даже в материальном мире было открыто столько тайн и секретов за XX век, то приходит мысль, что за всем этим есть еще более тонкий вид энергии, собственно духовная энергия, и в конце концов ее Источник, Который невозможно измерить, определить и познать научным инструментарием.

ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает, – то есть если человек искренне ищет Бога, не просто совершая некие построения в уме, а всем своим существом хочет познать волю Божию о себе, желает, чтобы Бог открылся ему, то Бог ему обязательно откроется. Так как Он, повторю еще раз, от нас не прячется, Он всегда к нам близок, просто не всегда мы сами готовы к этой встрече, поэтому бывает, что требуется время для этой подготовки.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать