Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 4, ст. 25–32
25. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27. и не давайте места диаволу.
28. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
(Еф. 4, 25-32)
Апостол Павел продолжает длительное отеческое увещевание эфесских христиан.
Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу . Члены христианской Церкви должны сохранять между собой правдивые отношения, ведь если даже внутри Церкви будут царить ложь, обман, неправда и неискренность, внешний человек не захочет присоединяться к ней. Потому здесь вред как для уже существующей общины, так и для успеха распространения христианского благовестия.
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем . С одной стороны, апостол Павел не перечеркивает естественное стремление человека иногда проявлять свой гнев, в чем-то праведный, когда он высказывается за правду, против неподобных, лицемерных вещей. Если вспомнить Новый Завет, то Господь, Который был самой праведностью, самой святостью и любовью Божией, тоже иногда обращался к фарисеям с достаточно гневными речами против их лицемерия, но, гневаясь, не согрешал, будучи в принципе непричастным ко греху. Об этом и говорит апостол Павел, а в словах пусть солнце не заходит в гневе вашем предупреждает, чтобы гнев был недолгим, непродолжительным, так что даже не ложиться спать, пока не помиришься с тем, на кого гневаешься, а утром, когда взойдет солнце, уже быть очищенным от этого состояния.
И не давайте места диаволу . По мнению толкователей, здесь речь идет о клеветнике, поскольку греческим словом «дьявол» обозначался человек, который во время суда обвинял другого, был обвинителем, прокурором (как мы сейчас называем такого человека). Со временем у этого слова появился дополнительный смысл - «клеветник», поскольку не все обвинители говорили правду, а подчас клеветали и наговаривали, и вот это название закрепилось за врагом рода человеческого. В еврейской традиции его называли сатаной, а в греческом языке он получил название дьявола - обвинителя, клеветника. Как считают толкователи, здесь речь идет о том, что есть люди, которые могут клеветать: необоснованно плохо говорить о ком-то. И если мы на кого-то гневаемся, то в этом гневе можем поверить любой клевете. Если кто-то говорит нам плохо о человеке, на которого мы гневаемся, то вследствие этого раздражения и недовольства, мы верим этой клевете. Поэтому апостол и предупреждает нас: «Не давайте места клеветнику, не доверяйте ей».
Далее дает наставления: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления . Здесь апостол Павел говорит о том, что христианину необходимо следить за тем, какие слова исходят из его уст, ведь, как сказано в Евангелии, за каждое праздное слово человек даст ответ в день Суда. Слово праздное, а тем более скверное, гнилое оскорбляет другого человека, оскорбляет и любовь Божию, Духа Святаго, потому что Дух Святой - дух мира, радости, милосердия и гнилое, неподобающее слово является оскорблением для Него так же, как и для человека, к которому оно обращено.
Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас . То есть апостол говорит, что христианин призван подражать своему Учителю и Господу в своем прощении и сострадании, потому что Христос даже на кресте не осудил своих мучителей, а просил за них, говоря: Господи, прости им, они не знают, что они делают . Конечно, всякий христианин, который в своей жизни испытывает гораздо меньше боли и унижений, чем испытал Сам Господь наш Иисус Христос, тоже призван прощать, быть сострадательным и милосердным.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем для нас великая отрада и утешение, и наставление.
Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!