Читаем Апостол. 28 октября. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков

28 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 3, ст. 17–4, ст. 1.

3:17. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

3:18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

3:19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

3:20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

3:21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

3:22. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

3:23. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

3:24. зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

3:25. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

4:1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

(Кол.3,17–4, 1)

 

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим краткие житейские наставления, которые апостол Павел дает колосским христианам. В этом есть параллель с Посланием к Ефесянам, которое мы читали недавно. Кроме того, мы уже отмечали параллель о том, что Господь разодрал рукописания наших грехов по всем пунктам, и даже одинаковую неточность перевода этого момента есть в обоих Посланиях.

Некоторые библейские исследователи предполагают, что между этими двумя Посланиями существует некая общность. Мы знаем, что апостол Павел,как свободный человек,сам Послания не писал, за него это делал какой-то секретарь, скорописец, стенограф, а Павел потом просто подписывал Послания своей рукой. С точки зрения определенных исследований, некоторые Послания в большей степени – по стилю, лексике – характерны для апостола Павла, по крайней мере, в его миссионерском порыве, когда онярко, полемично отстаивал какие-то истины, связанные с христианской верой, Евангелием. Считается, что Послания к Галатам, Римлянам, Коринфянам написаны непосредственно самим Павлом, а Послания к Колоссянам и к Ефесянам он,возможно, диктовал или рассказывал своему последователю, который уже фиксировал их письменно. В случае с Посланиями к Ефесянам и Колоссянам это мог быть один и тот же человек, излагавший в этих двух Посланиях схожие мысли. Понятно, что все исследования приближают нас к какой-то истине, но все же носят относительный характер.

Наставления, конечно, можно разобрать по отдельности, но мы с вами уже обсуждали эти темы при чтении Послания к Ефесянам. Эти краткие наставления носят бытовой характер как в Послании к Ефесянам, так и в Послании к Колоссянам (здесь они еще более краткие). В Послании к Ефесянам апостол Павел посвящает, например, много времени рассуждению об отношениях мужа и жены; здесь это очень короткие наставления размером в один стих, в одно предложение. Такие наставления были свойственны не только христианскому миру, но и самым высокоморальным людям язычества, античности, например представителям знаменитой философской школы стоицизма. Они тоже очень много времени употребляли на наставление людей в конкретных жизненных обстоятельствах, для того чтобы ситуация в обществе была более благоприятная. Немало исследователей отмечают, что в предыдущих Посланиях, о которых мы уже говорили и которые чаще всего ассоциируются у нас с апостолом Павлом (Послания к Галатам, Коринфянам, Римлянам), автор в большей степени говорит о каких-то глубоких евангельских проблемах, связанных с оправданием через веру в Иисуса Христа. Хотя в Посланиях к Колоссянам и Филиппийцам тоже есть полемика с еретиками,лжеучителями.

Мы должны помнить, что христианство, весть Христова обращены к конкретному, можно даже сказать, «внутреннему» человеку. То есть человек в каких-то своих жизненных обстоятельствах приходит к Христу, изучает Священное Писание, соприкасается с апостолом Павлом, и от Духа Святого ему приходит какой-то ответ. Христианство – это, прежде всего, водимость Духом Святым. Как мы понимаем, этот ответ всегда уникален, всегда касается конкретного человека. Поэтому, когда мы сравниваем мистическое общение человека с Духом Святым и общие житейские бытовые наставлениями, то понимаем, что такие общие наставления носят больше социальный характер. Христианство пыталось параллельно с какими-то философскими системами делать наставления относительно ситуации в обществе: «Рабы, делайте то; господа, делайте это; мужья, поступайте так; жены – так; дети, не раздражайте родителей; родители, не раздражайте детей». Это все прекрасные, добрые, не противоречащие христианству наставления. Но если мы говорим о жизненном пути конкретного человека, то он не может быть сведен к некоторым общим наставлениям, касающимся групп людей(рабы, господа).Каждый человек уникален, у каждого свой собственный путь, свое предназначение, поэтому, конечно, духовность и социальная благонадежность не должны быть отождествлены.

Можно подвести такой итог сегодняшним размышлениям: духовное всегда глубже, чем социальное; социальные наставления всегда у́же, чем наставления духовные. Духовные реалии – это то, что всегда обращено к глубинному духовному человеку, причем каждому в отдельности;социальные наставления всегда достаточно общие, подчас поверхностные и обращены к некоторому кругу людей. Социальное может быть прекрасным, направленным на что-то благое, на установление каких-то благих взаимоотношений, но при этом духовное всегда находится глубже, и мы должны иметь это в виду, читая, например, апостола Павла.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать