Читаем Апостол. 28 ноября. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет

28 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 3, ст. 8–12.

 

8. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9. Итак верующие благословляются с верным Авраамом,

10. а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

(Гал. 3, 8–12)

 

Мы опять мысленно возвращаемся к Посланию апостола Павла к Галатам. Еще и еще напомню, что это послание с самого начала и до самого конца пронизано мыслью о том, что нужно всячески утвердить позицию о том, что спасение в христианстве происходит по вере и доверию Иисусу Христу. На прошлой неделе мы читали самое начало этого послания, некоторое время назад – самую концовку, и везде апостол Павел говорит: надо услышать весть о том, что следует открыться, довериться Христу, жить в благодати, под водительством Духа Святого и ничем лишним и второстепенным себя не обременять. Помните концовку послания: «Никто пусть меня ничем более не обременяет, потому что я слуга Христов», – так четко заявляет свою позицию Павел.

Здесь, в третьей главе (это примерно середина Послания к Галатам), апостол Павел постоянно предлагает ту или иную аргументацию для утверждения своей позиции. Поскольку для древнего человека, особенно человека библейской культуры, были очень важны ссылки на Ветхий Завет, апостол Павел приводит их в достаточном количестве. Даже в сегодняшнем небольшом отрывке целых четыре ссылки.

Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы – это отрывок из книги Бытия. Мы все помним благословение, который Бог дал Аврааму. Апостол Павел связывает большое количество своих аргументов с тем, что Бог дал Аврааму обещание. Не заключил договор, а именно дал обещание: в тебе благословятся все народы.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом, то есть принцип, по которому благословятся все народы, – это именно принцип веры. Апостол Павел подробно пишет, что Авраам стал отцом всех верующих еще до обрезания, поэтому получается, что завет с Богом был заключен именно в этом обещании, а не в акте обрезания. Следовательно, все верующие, и обрезанные и необрезанные – все благословляются с верным Авраамом, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. Мы постоянно говорим о том, почему закон не может спасти человека. Как написано в этом 10–м стихе, все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою, абсолютно все, потому что ни один человек, который жил, живет или будет жить на этом свете, не может исполнить всего, что написано в книге закона. В этом стихе приводится цитата из Второзакония проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. Постоянно и всего – получается, что сколько бы ты ни делал хорошего, если оступился хотя бы один раз, ты уже виновен перед всем законом. Об этом хорошо сказал в своем Послании апостол Иаков: если ты что-то своровал, но никого при этом не убивал, когда тебя поймают за воровство, ты не сможешь сказать: «Ну и что, что я воровал, я же никого не убил, не сажайте меня в тюрьму». Нет, если ты согрешил хотя бы в одном пункте, ты виноват перед всем законом. Поэтому если ты постоянно не делаешь всего, что написано в книге закона, значит ты подпадаешь под суд закона, под проклятие. И потому тот, кто утверждается на делах закона, неизбежно окажется под клятвой. Невозможно спастись, оказаться правым перед лицом закона.

А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. Апостол Павел вновь говорит, что законом никто не оправдывается, и напоминает здесь цитату из книги пророка Аввакума, привязывая ее определенным образом к своей аргументации. Праведный верой жив будет, то есть, с одной стороны, своей верностью, приверженностью Богу, и с другой, своим доверием. Напомню, что если в Ветхом Завете вера – это в большей степени верность человека Богу, то в Новом – это в большей степени доверие человека Богу. Человек призван доверить себя Богу, жить в доверии к Нему, как ребенок, который находится на руках у отца, доверяет тому и идет в этом состоянии по жизни.

А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Этот стих развивает аргументацию апостола Павла: закон и доверие к Богу – два разных жизненных состояния. Однако если кто-то исполняет закон, тот жив будет им. Это цитата из книги Левит, и Павел говорит о том, что, конечно, если бы кто-нибудь мог выполнить весь закон, тот оставался бы в живых, не подпадал под клятву и проклятие закона и в конце концов не умирал бы. Но таких людей, как мы знаем, не существует.

А закон не по вере – сказано в начале этого 12-го стиха. Ведь это два разных состояния. Одно дело, когда мы строим свои отношения с Богом по принципу законничества, то есть зарабатываем себе спасение, подсчитывая, что сделали хорошего. Хотя, как мы выяснили, даже если ты все сделал хорошо, но при этом оступился и один раз оказался виноватым перед законом, все равно являешься преступником и все твои хорошие дела тебя не спасут. Поэтому эти законнические отношения, во-первых, априори не спасут человека, а во-вторых, они в принципе являются не живыми отношениями, а отношениями какого-то договора и, значит, в конце концов неискренности.

Часто бывает, что человек, некоторое и даже долгое время посещая богослужения и живя церковной жизнью, все равно не выходит из этого законнического состояния, все равно пытается заработать свое спасение, стараясь показать себя перед Богом лучше, заслуживающим Божественной милости и спасения. Таким образом получается, что живых отношений с Богом у человека так и не вырабатывается. Если же есть позиция доверия, то даже если человек немощен, совершает какие-то ошибки и грехи, и у него случаются падения, все равно отношения с Богом у него живые: человек доверяет Богу, просит у Него, как у Отца: «Помоги мне, подними меня, поддержи». В таких отношениях человек получает отраду, утешение, любовь Божию и в конце концов спасение. Только в таких живых отношениях и возможно спастись человеку. Отношения законнические – это априори поражение для человека.

Напоминаю также о необходимости для нас с Вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать