Читаем Апостол. 28 мая. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его

28 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 12, ст. 1–11.

 

1. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,

2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, —

4. и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5. Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

(Деян. 12, 1–11)

 

Мы продолжаем читать книгу Деяний святых апостолов и следовать вместе с апостолами по их миссионерским, проповедническим маршрутам. Пока речь больше идет об апостоле Петре, но и не только о нем.

Начинается 12-я глава словами: В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. Вся династия Иродов, как мы видим на протяжении всего Нового Завета, являет себя как династия людей достаточно жестоких, завистливых, которые желают любыми способами сохранить свою власть, проливающих кровь. Вспомним Ирода Великого, при котором родился Господь Иисус Христос и который, увидя во Христе (как мы помним из евангельского повествования) соперника, велел убить всех младенцев от двух лет и младше, чтобы среди них умертвить и рожденного Царя Иудейского, о котором узнал благодаря волхвам. Но не зная точно, где он находится и как выглядит, приказал убить всех младенцев – такое кровопролитие на совести Ирода Великого. Когда же Господь наш Иисус Христос выходил на проповедь, следующий из этой династии –Ирод Антипа был виновен в смерти Иоанна Крестителя, он тоже пролил невинную кровь праведника. И следующий правитель – Ирод Агриппа проливал уже кровь последователей Христа. В частности здесь написано: Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом, то есть Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова. Согласно книги Деяний, после первомученика архидиакона Стефана это второй человек, пострадавший и умерший за Христа.

Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков (то есть празднование пасхи) и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Четыре четверицы, то есть четыре смены, – такую стражу обычно приставляли к особо опасным преступникам, чтобы они точно не смогли сбежать.

Интересная фраза: Видя же, что это приятно Иудеям, то есть Ирод Агриппа пытался в данном случае завоевать снисхождение своего иудейского народа через то, чтобы подвергнуть гонениям активно развивающееся христианство, чему, конечно, всячески хотели воспрепятствовать иудеи. Мы уже говорили, что, к сожалению, так получается, что иудеи всегда были главными виновниками того, что проливалась христианская кровь. Все-таки Римская империя больше подвергала христиан гонениям по политическим причинам, считая их неблагонадежными: они не поклоняются языческим богам, не поклоняются императору как богу, поэтому являются своего рода анархистами. Чисто религиозная причина ненависти была у иудеев, которые не могли простить Иисусу Христу. Несмотря на то, что они отдали Его на распятие и Он был погребен, а затем воскрес, и эта весть разнеслась по Иудее и уже начала распространяться за ее пределами, они, к сожалению, не вразумились, ум их был ослеплен, и в последующие времена иудеи всегда считали, что Иисус все равно обманщик, каким-то образом всех ввел в заблуждение, развратил, поэтому правильно, что Его убили, и значит, всех Его последователей тоже нужно каким-то образом уничтожить, для того чтобы свести на нет распространение христианства. Так было и у самых-самых ортодоксальных представителей иудаизма, и, наверное, сейчас приблизительно такое же представление; единственно, что в наше время эти конфликты, может быть, не так часто выливаются в какие-то прямые столкновения и кровопролития, хотя, конечно, все зависит от ситуации, обстановки. Тем не менее исторически можно сказать, что главные угрозы и неприятности всегда шли от иудеев. Еще Иустин Философ (мы говорили об этом, рассуждая над Апокалипсисом) в своей знаменитой книге «Разговор с Трифоном Иудеем» писал, что именно благодаря иудейской клевете (потому что иудеи постоянно льют грязь на христиан) даже язычники пытались уничтожить христиан за одно их имя, просто потому, что подчас принимали за чистую монету то, что говорили иудеи.

Дальше мы видим историю чудесного избавления Петра: Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. То есть вся Церковь молилась, чтобы с Петром все было хорошо. Иаков уже был умерщвлен, и, конечно, Церковь очень переживала за Петра.

Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. То есть Петра стерегли очень хорошо: два воина спали по бокам от него, и к каждому из них он был прикован цепями.

И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. Несмотря на опасность, Петр крепко спал, потому что, как говорят толкователи, полностью доверял Богу. И Ангелу, для того чтобы разбудить, пришлось даже толкнуть его в бок, или, как сказано в славянском переводе: толкнув же в ребра Петра. Интересный эпизод, возможно, даже вызывающий добрую улыбку от того, что Ангелу пришлось таким образом пробуждать Петра: как если бы мы с вами, желая пробудить близкого нам человека, немного толкнули его в бок.

Далее с рук Петра падают цепи, Ангел велит ему одеться, и Петр выходит, следуя за Ангелом не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. То есть Петр сразу даже не понял, что с ним происходит, только потом, когда Ангела не стало, он обрадовался своему чудесному избавлению: действительно, с ним не случилось того, чего ждал весь иудейский народ. Здесь внимание еще раз акцентировано на том, что иудеи жаждали расправы над лидерами христианской проповеди.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать