Читаем Апостол. 28 марта. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

28 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня понедельник третьей седмицы Великого поста, и, как и договаривались, в будние дни великопостного периода мы читаем последнюю (согласно оглавления) книгу Нового Завета – Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Напоминаю, что связано это с тем, что отрывки из Нового Завета (Евангелия, Апостола) в будние дни Великого поста в храме по уставу не читаются.

В прошлый раз мы остановились на 12-м стихе 1-й главы книги Апокалипсис. В предыдущих стихах содержится повеление Бога Иоанну записать, что он видит в книгу и послать церквам Асии. Провинция Асия, фактической столицей которой был город Эфес, а формальной – город Пергам, имела семь городов, расположенных по окружной дороге, начинавшейся и заканчивавшейся в Эфесе. Церквам этих семи городов и нужно было написать то, что увидит и услышит Иоанн.

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

14. глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

15. и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

(Откр. 1, 12–20)

 

Мы прочитали первую главу до конца и видим, что Бог призывает Иоанна Богослова написать то, что он увидит и послать это семи церквам Ассийским. Здесь дается описание Того, Кто говорил с Иоанном Богословом.

12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

13. и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.

Семь золотых светильников – как мы узнаем из 20-го стиха этой главы – и есть семь церквей. Светильник – символическое обозначение церкви. И увидел посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому – это прикровенное указание на Иисуса Христа, Который и есть Глава всех этих светильников и церквей.

И далее следует множество образов. Облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Подир – это длинная одежда до самых пят. Вместе с золотым поясом, который здесь упоминается, ее носили первосвященники и цари иудейские. Мы помним, что изначально такую одежду было велено сшить первосвященнику Аарону, брату Моисея. С тех пор таким образом и выглядела священническая одежда.

Глава Его и волосы белы, как белая во ́лна, как снег. Белый цвет – символ чистоты и непорочности. Белая во ́лна – это овечья шерсть, руно, тоже символ чистоты и непорочности. Мы помним, что чаще всего в жертву Богу приносили овец, особенно непорочных агнцев.

Очи Его, как пламень огненный, то есть которые все видят, все проникают. Всеведущий Бог – говорим мы, и это как раз черта Сына Человеческого, Который одно с Отцом Небесным.

И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Халколиван – камень, по всей видимости, драгоценный в древности, но какой именно точно сказать нельзя, поскольку со временем менялись и наименования, и ценность вещей, и в частности драгоценных камней.

16. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

Семь звезд. Семь – это символ полноты, а звезды, как мы узнаем позже, ангелы церквей. Обоюдоострый меч – символ всеобъемлющего Божиего суда, поскольку в древности меч – орудие наказания, а обоюдоострый – тот, который судит и наказывает с обеих сторон.

17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.

Из Ветхого Завета мы помним, что когда человек встречался с Божественным, он падал ниц и ощущал себя так, что теперь ему придется умереть. Мы встретили Бога, значит мы умрем – такая мысль не один раз встречается в ветхозаветном писании, поскольку встреча с Божественным – всегда большой трепет, ужас, какое-то внутреннее смятение. И эта традиция сохраняется Иоанном Богословом: пал к ногам Его, как мертвый. Говоря о Сыне Божием так, как в Ветхом Завете обычно говорится о Боге, Иоанн Богослов тем самым показывает, что у Христа и Бога Отца одно божественное достоинство. Через такие символы апостол доводит до нас важнейшие богословские идеи. Если мы не знаем этой символики, то не понимаем этого. Если бы мы не знали, что в Ветхом Завете подобно мертвому падали ниц именно перед Богом, а не перед кем другим, для нас был бы непонятен этот образ, благодаря которому Иоанн Богослов признает божественное достоинство Иисуса Христа.

17. Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, – с этим самонаименованием Божиим мы уже встречались: начало и конец, Альфа и Омега.

18. и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Здесь Господь Иисус Христос говорит, что Он вечно Живой как Бог, и при этом был мертв как человек, но воскрес и жив во веки веков. Как претерпевший страдания и воскресением победивший смерть, а потом вознесшийся на Небеса, Он имеет власть ключей ада и смерти.

19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Здесь как раз расшифровка того, что такое семь светильников – это семь церквей, и семь звезд – семь ангелов, а по другим версиям вестники, посланники или предстоятели, епископы. Но, скорее всего, имеется в виду ангел-хранитель той или иной церкви, поскольку, по понятиям людей того времени, у человека и у народа Божиего есть ангел-хранитель, и он может быть у конкретной общины, церкви.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать