Читаем Апостол. 28 июня. Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания?

28 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 4, ст. 4–12.

 

4. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

6. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

7. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

9. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

10. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

11. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,

12. и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

(Рим. 4, 4–12)

 

Мы продолжаем читать удивительнейшее, глубочайшее и очень важное послание апостола Павла. Если христианин хотя бы немного не поймет, что имел в виду апостол Павел, то его христианство по сути будет неполным, ущербным, если он вообще сможет понять, что такое христианство, без проникновения в суть Послания к Римлянам и других Посланий.

Итак, мы снова немного перепрыгнули: оказались в 4-й главе, хотя перед этим остановились на 18-м стихе 3-й главы. Напомню, что пропущенные отрывки мы будем вскоре читать в субботние и воскресные дни. Апостол Павел продолжает свою аргументацию, чтобы показать, что и иудеи и язычники находятся в одинаковом положении: и тем и другим требуется Евангелие, и те и другие спасаются верой, а не делами закона. Как и в Послании к Галатам, для того чтобы лучше проиллюстрировать свою мысль, Павел вспоминает праотца Авраама, которого называет отцом всех верующих, и в начале 4-й главы рассуждает об его истории. Мы начали читать отрывок с 4-го стиха, поэтому, чтобы не упустить личности Авраама, прочитаем начало главы:

1. Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Речь идет о том, что в праведность Аврааму вменилась именно вера – то, что он поверил Богу, когда Он позвал идти из родного города неизвестно куда; поверил, когда Бог сказал, что у них с Саррой, людей, уже престарелых, родится сын; поверил, когда Бог повелел ему принести Исаака в жертву – везде мы видим абсолютное и беспрекословное доверие Авраама Богу.

4. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

5. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

6. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел…

Постоянная мысль – праведность независима от дел.

7. Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

9. Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

Апостол вновь повторяет этот тезис: Авраам – ключевая фигура Ветхого Завета, это патриарх, то есть главный, первый, поэтому для дискуссии, обращенной в первую очередь к иудео-христианам, его фигура играет огромную роль, отсюда постоянная апелляция к Аврааму. И Павел вновь спрашивает:

9. … Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

10. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

11. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность…

Слова «обрезание» и «необрезание» звучат очень часто, и мы можем немного запутаться, поэтому надо все аккуратно разложить в своей голове. Речь идет о том, что Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность еще до того, как он был обрезан. Когда Бог позвал его из родного гора Ура Халдейского, это был достаточно богатый город с хорошей инфраструктурой и у Авраама в житейском смысле слова все было хорошо. Но он жаждал большего, и Бог, как говорят толкователи, видя эту жажду, открылся ему и сказал: «Иди, куда я тебе скажу» (хотя и не сказал, куда именно). Авраам уже тогда поверил Богу, это был первый акт веры, и уже тогда это вменилось ему в праведность. Дальше, когда им с женой был обещан сын, он, несмотря на их престарелый возраст, тоже поверил Богу, и это тоже вменилось ему в праведность. Мы видим, что Авраам постоянно доверяет Богу, что и есть залог его праведности и во многом происходит до его обрезания. Хотя происходит и после обрезания, но все-таки первичный и основные акты доверия были совершены им до обрезания. И уже потом, как здесь написано, Авраам получает обрезание как печать праведности через веру. Но саму веру, как еще раз замечает Павел, он имел вне обрезания:

11. … так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,

12. и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

Апостол Павел, великий богослов, психолог и оратор, говорит, что обрезание – это только печать веры, которую Авраам имел и вне обрезания. Для чего вера вменилась Аврааму в праведность еще до обрезания? По мысли апостола Павла, для того чтобы он стал отцом всех верующих. Все, кто верят в Бога так же, как Авраам, являются его детьми до обрезания и после обрезания. То есть те, кто не обрезаны, язычники, по вере в Иисуса Христа тоже становятся детьми Авраама. И те, кто обрезаны, тоже дети Авраама, потому что обрезались, как и он. Авраам же обрезался, чтобы, как здесь написано, была печать его веры. То есть обрезание – лишь внешний знак того, что он доверяет Богу, то есть является верующим. Поскольку это лишь внешний знак, то речь идет о том, что фигура и вера Авраама как бы вмещают в себя всех истинно доверяющих Богу во Христе Иисусе.

В данном случае апостолу важно именно то, что через Христа все: и иудеи, и эллины становятся детьми Авраама. Для Павла, как и раньше (в Послании к Галатам, Книге деяний), важно сказать, что хотя обрезание является важным и фундаментальным фактором избранничества для иудейского народа, тем не менее сейчас, в христианскую эпоху, оно теряет свое исключительное значение, потому что таким исключительным значением наделяется вера, подобная вере Авраама, которой тот обладал еще до обрезания, и значит, он вмещает всех верующих: и обрезанных, и необрезанных. Это очень серьезное богословие, очень серьезные мысли. Для Павла, как всегда, важно, чтобы христианство вышло из узкого иудео-христианского круга и охватило огромные языческие территории, чтобы язычники тоже видели во Христе спасение, а иудеи не препятствовали им в этом, а, наоборот, помогали и принимали как полноценных братьев и сестер.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать