Читаем Апостол. 28 июля. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом

28 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 18–23.

 

18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:

22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше;

23. вы же – Христовы, а Христос — Божий.

(1 Кор. 3, 18–23)

 

Мы продолжаем наше знакомство с Первым посланием апостола Павла к Коринфянам и помним, что уже с 1-й главы Павел начинает говорить о важнейших проблемах церковной общины в Коринфе. Самой главной из которых для него является их разделенность, распри, раздоры, разделение на партии: «я Аполлосов», «я Павлов», «я Кифин», «я Христов». Эта разделенность, это взаимное превозношение одной партии над другой очень расстраивает его, так как этим рушится христианское единство. Как Церковь может называться Церковью Христовой, когда в ней нет единства, ведь Христос пришел спасти каждого человека и для каждого в Церкви находится место. И для того, кто, может быть, считает себя более праведным, но все-таки приходит ко Христу, и для того, кто считает себя грешником и тем более жаждет спасения во Христе, для разных культур, разных языков и разных темпераментов, и для тех, кто поумнее, и для тех, кто поглупее – для всех есть место в Церкви. А здесь получается, что одни превозносятся над другими. Одни считают, что они лучшие христиане, ближе ко Христу из-за каких-то своих особенностей. И главной из них апостол Павел считает приверженность коринфян к почитанию и превозношению некой светской мудростью: светскими знаниями, ораторским искусством. Это делало коринфян достаточно высокомерными христианами, как часто говорит о них Павел: вы надмеваетесь. Более точный перевод слова «надмеваетесь» – надуваетесь, слово несколько ироничное, даже с элементами издевки.

Здесь в 3-й главе в продолжение этих рассуждений апостол дает коринфянам наставление:

18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Очередное парадоксальное утверждение Павла, кульминацией которого было рассуждение о Кресте Христовом в 1-й главе Первого послания Коринфянам, где сказано, что слово о Кресте для погибающих безумие, а для спасаемых – сила Божия. Здесь он в принципе выражает ту же самую мысль, говоря, что если отталкиваться от мудрости века сего, тогда слово о Кресте – это действительно безумие, соблазн, скандал, абсурд. Поэтому и говорит: Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Далее приводится цитата из Ветхого Завета, что свидетельствует о том, что уже в нем было понимание того, что мудрецы внешние, светские философы не всегда бывают мудрецами, пронизанными присутствием Духа Святаго. Они иногда могут мыслить по-земному, не видя глубин, которые может освятить Дух Святой, как мы прочитали в прошлый раз: Дух все проницает и глубины Божии. Человек в Духе видит глубже, он видит в перспективе. Поэтому и сказано, что если хочешь быть мудрым, будь безумным. В каком смысле безумным? Сумасшедшим, дурачком? Нет, речь идет о том, что нужно отказаться от категорий формальной логики человеческого разума. Мы помним, что родоначальником, утвердившим правила формальной логики, которые через века достигли и нас, был знаменитый философ Аристотель. Действительно, всякая логика, которая преподавалась и преподается в школах и высших учебных заведениях, – это в первую очередь формальная логика Аристотеля. Если человек живет в мире, согласно этой формальной логике, где все четко раскладывается по полочкам, то получается, что деяния Иисуса Христа, Бога в Иисусе Христе представляются абсурдными: как можно умереть за грешников? Как можно пойти на Крест? Какой же это символ Божественной силы и премудрости, если это распятый и униженный Христос? Действительно, с точки зрения мудрецов века сего, это безумие и абсурд. А чтобы понять всю силу и мудрость, заключенную в событии Креста, нужно стать как бы безумным с точки зрения этого мира: нужно полностью сокрушить свое формально-логическое видение мира.

На Востоке всегда было понимание того, что истина парадоксальна, ее невозможно выразить формально логическим способом. Формальная логика недостаточна, ущербна, для того чтобы отображать подлинную истину. Об этом прекрасно сказал отец Павел Флоренский: любая истина, выраженная прямолинейно и однозначно, ущербна, она истина лишь наполовину, а подлинную истину можно выразить лишь в парадоксе. Если истина не парадоксальна, то она не до конца истина, так как однобока, не многогранна. Поэтому парадокс – это способ, которым во всех традициях Востока, в том числе христианской, пытались выразить истину, особенно истину духовную, глубинную.

Мы говорили о том, что духовный может судить о душевном, а душевный о духовном не может, потому что он раб формально-логического мышления, раб тех стереотипов, шаблонов, глосс, которые были навязаны ему с рождения воспитанием, он не может посмотреть дальше этого, так как он человек и дитя общества. А если человек соприкасается с Духом Божиим, то силой Духа он начинает мыслить духовно, начинает видеть всю силу и внутреннюю убедительность каких-то парадоксальных истин. Да, подойдешь к этому формально, без просвещенности Духом Святым, покажется безумием и абсурдом. Но как только ты будешь в Духе и будешь смотреть на это духовно, поймешь, что в этом сила, премудрость и истина.

Нам тоже, дорогие братья и сестры, надо серьезно задуматься над этим, потому что, возможно, беда современного человека, его неспособность понимать некоторые глубоко духовные истины именно в том, что он сильно опирается на формально-логическое восприятие. Все должно быть логично, максимально рационально просчитано, прагматично, утилитарно, а истины духовные всегда парадоксальны, всегда непостижимы нашим обыкновенным человеческим разумом. Истина всегда за пределами нашего обыденного восприятия, она непрофанна, она действительно находится в ведении Духа Святаго, в области духовного. Поэтому нам очень важно уметь перестраивать свое сознание. Собственно, покаяние и есть изменение сознания и возможность впустить в себя Духа Святаго.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать