Читаем Апостол. 28 апреля. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем

28 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 11, ст. 23–32.

 

Сегодня Великий Четверг Страстной седмицы, день, который мы чтим особо, это день Тайной Вечери, когда Господь наш Иисус Христос установил таинство Святой Евхаристии. Сегодня Святая Церковь дает нам возможность прочитать на эту тему отрывок из Послания апостола Павла к Коринфянам.

23. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24. и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

(1 Кор. 11, 23–32)

 

Апостол Павел рассказывает о том, как была установлена Тайная Вечеря. В первую очередь мы имеем описание этого события в Евангелиях, у апостола Павла своя версия описания этого события. Если мы сопоставим описания у евангелистов (о Тайной Вечери говорят Марк, Матфей и Лука) и апостола Павла, то увидим, что слова Господа, сказанные, когда Он преломляет хлеб и берет чашу, указаны одинаково у Матфея и Марка, но несколько отличаются от тех, что приводят евангелист Лука и апостол Павел. Мы помним, что апостол и евангелист Лука был одним из споспешников апостола Павла, и вполне возможно, что их традиция описания Тайной Вечери и зафиксированные слова Господа единообразны именно в силу их близости.

26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Это очень важный момент, поскольку в какой-то степени он является осмыслением Павлом событий Евхаристии. Получается, Евхаристия – это то, что являет присутствие Христа в этом мире: от момента Его первого пришествия до Второго Пришествия. В самом деле, если задуматься об истории Церкви, то будучи живым организмом, она развивалась, что-то в ней менялось: архитектурные формы, одежды священнослужителей, развивалось богословие, но что всегда оставалось неизменным, являясь ядром духовной практики христианства, – это, конечно, Евхаристия. Как в ранние века христиане собирались для того, чтобы преломлять хлеб и пить из чаши в воспоминание Господа, так это происходит и сейчас. Может быть, в зданиях другой архитектуры, священники служат в иных облачениях, используются специальные сосуды, особый хлеб, называемый просфорами, но суть тем не менее остается той же: преломляется хлеб и все едят от единого хлеба и пьют от единой чаши, воспоминая Господа и тем самым являя Его присутствие в этом мире. Вот чрезвычайно важная задача и цель Евхаристии. Христианам нужно понимать это, ощущать, что нет ничего более важного в их духовной практике, чем осознанное участие в Божественной литургии и ее дальнейшем распространении на всю свою жизнь. Литургия не должна заканчиваться в стенах храма. Само слово «литургия» означает «общее дело», и вся жизнь христианина призвана стать этим «общим делом». Евхаристия означает «благодарение», и вся жизнь христианина должна стать благодарением Богу, благодарственной песней Ему.

Второй момент, на который обратим внимание, – слова апостола Павла о том, что люди, приступая к трапезе Господне, могли есть и пить недостойно, не рассуждая о том, что это Тело и Кровь Господни. О том, что такое Тело и Кровь Господни, должен быть отдельный разговор, хотя, конечно, надо сказать, что здесь не должно быть никакого анатомического, физиологического подхода. Мы должны понимать, что Господь являет Себя через материю – хлеб и вино – и через них реально присутствует с нами, при этом хлеб и вино остаются со своими физическими свойствами. Много споров и дискуссий ведутся на эту тему, не будем сейчас глубоко вдаваться в это. Единственное, что нужно понимать, что как во Христе Божество и человечество пребывали в единстве, но не смешивались, так и здесь материя и Божество соединяются, но не смешиваются: хлеб и вино остаются материей, а Божество в этой материи присутствует реально, но духовно.

Что означает «есть и пить», то есть приступать к Трапезе Господней, «недостойно»? Часто мы прилагаем эти слова к современной практике: «недостойно причастился» – значит недостойно подготовился, то есть не попостился, не почитал каноны, пришел не натощак. Конечно, надо исходить из контекста: традиции развиваются, возникают какие-то обычаи, правила, но в данном случае речь идет о том, что Павел пытался вразумить христиан на тему того, что нельзя приступить к трапезе Господней в немирном настроении, не примирившись.

Напомню контекст: люди собирались на Евхаристию в день Господень – поздно вечером или в ночь с субботы на воскресенье. Получалось так, что люди свободные, богатые приходили раньше, приносили много пищи, может быть, даже вино, а рабы приходили поздно. Выходило так, что пришедшие первыми уже насыщались, были радостными, отдохнувшими, а рабы добирались поздно, ничего не могли с собой принести, и получалось, что они приходили на трапезу, но им нечем было поддержать свои силы, так как богатые уже все между собой разделили и съели. Если прочитать данную главу полностью, то увидим, что апостол Павел возмущается этим: Если вы хотите есть сами, то делайте это дома, а здесь вы собираетесь для того, чтобы разделить все между другими христианами, у которых, может быть, нечего кушать. А так выходит, что вы показываете свое презрительное отношение к ним как к людям другого сорта. Поэтому получается, что, приступая к трапезе, вы разделяетесь, а не объединяетесь: и простые люди, рабы чувствуют эту отделенность, и вы, аристократы, ощущаете себя людьми из другого теста. Как можно с таким чувством приступать к Чаше? Конечно же, это невозможно, потому что главным критерием, по которому человек может приступать, – чувство внутреннего мира, примирения. Господь Сам говорит об этом в Евангелии: если ты несешь свой дар к жертвеннику и не примирился, то оставь свой дар, иди примирись, а потом уже неси его дальше к жертвеннику. Поэтому в контексте Первого послания к Коринфянам «есть и пить недостойно» означает быть в разделении, быть не в мире, обижаться на кого-то, может быть, даже на того, с кем ты вместе приступаешь к Чаше. Ты объединяешься со Христом в Его любви, становишься Ему причастником, а при этом ненавидишь, осуждаешь или обижаешься на брата или сестру, приступающих вместе с тобой к Чаше.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать