Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 4, ст. 4–8, ст. 16.
4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5. потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8. ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
(1 Тим. 4, 4 – 8, 16)
Апостол Павел говорит о проблематике, связанной с некоторыми лжеучителями, которые учили образу жизни и принципам, не согласующимся с христианским миропониманием. Чтобы понять, что это за люди, следовало бы не разрывать чтение. Я уже говорил, что в некотором смысле удобнее было бы читать отрывки друг за другом, чтобы одно вытекало бы из другого.
С 4-го стиха уже начинается ответ апостола Павла этим лжеучителям, а о том, чему они учили, говорят первые три стиха 4-й главы, которые не входят в сегодняшнее чтение. Мы можем бегло их прочитать: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. 4-й и 5-й стихи – ответ тем самым обольстителям, которые запрещали вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил. С одной стороны, кажется, что это верх аскетизма, и в том, чтобы не вступать в брак и питаться скудной пищей, нет ничего плохого. Однако это должен быть осознанный выбор конкретного человека, например, когда он уходит в монашество, то осознанно дает обеты безбрачия, целомудрия, послушания и нестяжательства. На практике монахи также отказываются от мясной пищи, но не всегда. Если на Руси это стало общепринятым, то в некоторых странах монахи вкушают тот или иной вид мяса, то есть это больше относится к традиции, чем к обету.
Здесь же речь идет о том, что некоторые люди запрещали всем вступать в брак и употреблять ту или иную пищу, то есть это было не на уровне осознанного индивидуального выбора, а на уровне запрета. Получалось лжесмирение, лжеаскеза, потому что христианское, библейское отношение к миру было иным. Отвержение, принижение мира было свойственно гностикам, с которыми приходилось полемизировать и апостолу Павлу, и последующим учителям и отцам Церкви.
Разница подхода гностиков и христиан была в следующем. Гностицизм на тот момент достаточно сильно впитал в себя неоплатоническую традицию. Последователи Платона, в том числе знаменитый Платин, имели свое философское учение (в то время оно даже было одним из главных). Это учение соперничало с христианским мировосприятием, понемногу набиравшим силу. Одной из главных позиций платоновской философии, как мы говорили, было отвержение всего материального: душа должна освободиться от презренного низкого тела, которое является для нее темницей, и воспарить в чистый мир идей. Поэтому отношение ко всему материальному (в том числе к интимным отношениям между мужчиной и женщиной, к еде) было подчеркнуто пренебрежительным, как к чему-то мерзкому, неподобающему.
Апостол Павел отвечает этим лжеучителям: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Это чрезвычайно важная христианская позиция, я бы сказал, фундаментальная. Об этом же апостол Павел частично говорит в Послании к Коринфянам: «Что бы вы ни делали – едите ли, пьете ли, – все делайте во славу Божию». В Послании к Римлянам есть похожее рассуждение: «Нет ничего нечистого самого в себе, а только то нечисто, что кто-то почитает нечистым». Отсюда произошел христианский афоризм: для чистого все чисто. Если мы принимаем то, что нам дает Господь, с благодарением и относимся к этому с чистым восприятием, то, действительно, нет ничего такого, что можно было бы почитать нечистым. Вспомним слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. С точки зрения христианства, нет ничего самого в себе нечистого, есть только отношение к этому нашего нечистого и лукавого ума. Если у кого-то ум чистый, прозрачный (таких людей мы называем святыми), для того все будет чистым. Не будет проблемы в том, чтобы в какой-то момент что-то съесть или не съесть: если надо – он съест, не надо – не съест. Апостол Павел говорил: «Не буду есть мяса вовек, если это соблазняет брата моего», но это не означало, что ему в принципе нельзя было есть мясо.
Истинно христианская позиция – внутренняя свобода во Христе, понимание того, что все, что мы делаем с благодарением, не предосудительно, но при этом мы сами себя свободно в чем-то ограничиваем ради пользы ближних, ради любви к окружающим людям. Это чрезвычайно важная позиция, братья и сестры, и нам нужно о ней помнить, поскольку в нашем мире, в том числе в восприятии православных христиан, очень часто все еще действует это ветхое разделение на чистое и нечистое, запрещенное и разрешенное. Христианское мышление находится на другой позиции, имеет другой ракурс восприятия жизни, нежели у человека, еще живущего в ветхозаветном понимании вещей.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!