Читаем Апостол. 27 мая. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

27 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 44–48; глава 11, ст. 1–10.

 

10:44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

10:45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,

10:46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

10:47. кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?

10:48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

11:1. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.

11:2. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,

11:3. говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.

11:4. Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:

11:5. в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.

11:6. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.

11:7. И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.

11:8. Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.

11:9. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

11:10. Это было трижды, и опять поднялось все на небо.

(Деян. 10, 44 – 11, 10)

 

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем следить за тем, как развивается история встречи апостола Петра и Корнилия сотника. В прошлый раз мы начали читать речь апостола Петра перед Корнилием и прочими собравшимися, а сегодня дочитаем 10-ю главу, где апостол Петр заканчивает свою проповедь и происходит схождение Святого Духа на язычников – интереснейший момент

Прошлую беседу мы посвятили размышлениям над тем, что существуют люди, боящиеся Бога, исполняющие Его правду, живущие по Его принципам, в каком-то смысле по Его заповедям, но при этом они не были крещены, были без Духа Святого. В нашем с вами обычном понимании некрещеный человек еще не может получить Духа в полном христианском смысле слова. В 10-й главе описан момент, который будет необычным для многих, особенно тех, кто не читал эту главу или не обращал на это внимания.

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

Мы с вами говорили, что в ранние века христианства схождение Духа Святого часто было явным: люди начинали пророчествовать, им мог быть дан дар учительства, говорения на иных языках, толкования. Здесь это произошло с язычниками еще до их крещения – формального обряда погружения в воду. У нас сейчас вхождение в Церковь начинается с крещения как очищения и нового рождения, а потом идет миропомазание, которое считается печатью Духа Святого. Здесь мы видим чудесное нарушение этого порядка. Только лишь из-за того, что язычники слушали Петра и, по всей видимости, всем сердцем принимали эту весть, раскрывали свои сердца для встречи с Богом, Дух Святой сошел на них. Вот какой удивительный момент, нехарактерный, немного не укладывающийся в наше четко сформированное церковное сознание. Тем не менее в Евангелии есть понятие о том, что «Дух дышит, где хочет». Все, кто находится рядом с Петром, явно видят, что Дух сошел, и изумляются этому.

Петр подытоживает эту ситуацию: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? Это было сказано для тех из присутствующих, у кого были какие-то сомнения, или для тех, кто мог бы спросить Петра: «Как ты вообще решился на то, чтобы крестить язычников, ввести нечистых людей в богоизбранный народ, Новый Израиль, Церковь Христову?». Впоследствии Петр, рассказывая свое виде́ние, опирается на тот факт, что Дух Святой был дан язычникам еще до их Крещения, а значит Сам Дух указал на то, что эти люди должны стать христианами, готовы к этому, Бог их призывает.

Дальше Петр все-таки велел им креститься во имя Иисуса Христа, то есть чтобы они совершили процедуру погружения в воду, омовение, крещение во имя Иисуса Христа. Им нужно было и с формальной точки зрения стать принадлежащими Христу, потому что те, кто крестится во имя Иисуса Христа и облекается в Него, как в одежду, принимает на себя Его господство, становится Его служителем. Мы помним, что крещение – образ еще дохристианский. Например, когда один господин покупал себе раба у другого господина, он омывал раба, погружая в воду, давал новую одежду, нарекал новым именем, и тем самым для раба начиналась новая жизнь. Так и здесь: крестясь во имя Иисуса Христа, человек начинает новую жизнь, поэтому апостол Петр настоял, чтобы формально тоже все было соблюдено, так как уже было принято, что всех верующих во Христа крестили в воде и давали им возможность, условно говоря, быть подданными Иисуса Христа, Его служителями.

Когда услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие и Петр пришел в Иерусалим, то обрезанные, то есть христиане из иудеев, упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр начал по порядку рассказывать о своем виде́нии: как опустилось к нему полотно с разными животными и Бог велел ему не почитать нечистым того, что Он очистил. Уже здесь, в начале христианской истории мы видим конфликт Петра с прочими обрезанными христианами, которые почитали, что христианами нужно становиться обязательно из иудеев и не впускать необрезанных язычников. Возмущение созрело уже тогда и было высказано Петру, не говоря уже о множестве последующих дискуссий на эту тему. В Послании к Галатам и Послании к Римлянам, которое мы будем читать после Троицы, апостол Павел тоже будет много писать об этом: ему, как никому, придется столкнуться с этим. Но и Петру, который первым ввел в Церковь язычников, приходится слышать недовольство, потому что очень непросто преодолевается в сознании людей стереотип: «Мы чистые, праведные, хорошие, а все остальные не такие. Как они могут войти в Церковь, если они еще не обрезаны, не стали иудеями, не имеют такого правильного прошлого, как у нас?» Эта косность бывает присуща христианам даже в нашем XXI веке, и когда мы читаем книгу Деяний или Послания апостола Павла, очень хорошо бы смотреть на это в первую очередь через призму происходящего в наше время и быть достаточно самокритичными, чтобы не повторять каких-то ошибок.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать