Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 1, ст. 10–14; глава 2, ст. 1–3.
1:10. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
1:11. они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12. и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
1:13. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
1:14. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
2:1. Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2:2. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
2:3. то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.
(Евр., 1, 10 – 2, 3)
Дорогие братья и сестры, мы с вами возвращаемся к началу Послания апостола Павла к Евреям. Самые первые стихи этого Послания мы читали в первую субботу Великого поста, заканчивая 10-м стихом, с которого начали наше сегодняшнее чтение.
Здесь Господь в каком-то смысле противопоставляется ангелам, потому что Господь есть Сын Божий, а ангелы – это служебные духи. Вместе с Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим, дается особое понимание достоинства человека. Поскольку Сын Божий воплотился среди людей, то именно людям дано право стать обо́женными, «богами по благодати». Да, может быть, ангелы в конкретный момент времени превосходят людей по своим способностям, в первую очередь духовным. Тем не менее ангелы как бы застыли в некой стабильности: они служебные духи, передают волю Божию (при этом служат и людям, чтобы те двигались по пути обо́жения), но в перспективе человек с духовной точки зрения может возвыситься над ангелами, поскольку им не дано стать обо́женными.
Здесь мы видим некое противостояние мнений о том, как мы должны относиться к ангелам, где они находятся по отношению к Богу Иисусу Христу и к человеку. В контексте этой дискуссии апостол Павел приводит различные цитаты, в частности в 10-м стихе он говорит: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Павел говорит о том, что Бог и Сын Божий пребывают вовеки, а все, что было создано, Бог может как некогда развернул, так в одночасье и свернуть: как одежду свернешь их, и изменятся. Есть такой образ – когда Бог творил мир, Он как бы разворачивал мироздание, соответственно, может свернуть его обратно и все закончится.
Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Это цитата из 109-го псалма, которую мы очень хорошо знаем, так как она часто звучит в праздник Рождества Христова, поскольку именно в этот день мы встречаем Рождшегося Господа, Сына Божия. Особое внимание в этот праздник акцентируется на том, что Христос – это Бог и Человек и как Бог Он обладает Божественным достоинством, превосходя тех же ангелов. Поэтому апостол Павел как бы говорит: «Разве когда-нибудь хоть кому-нибудь из ангелов Бог Отец Небесный говорил то, что сказал Сыну Своему Единородному Иисусу Христу, а в Нем сказал об этом и всем людям, которые через Христа могут наследовать подобное состояние?». Седи одесную Меня, то есть справа, на почетном месте, практически равном центральному.
Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Разве ангелы не просто служебные духи по сравнению с Самим Богом, с Иисусом Христом и даже по сравнению с людьми? Повторю, пусть сейчас они превосходят человека, но они служебные духи, которые посылаются как раз для людей, чтобы те наследовали спасение. В этом смысле можно сказать, что ангелы, которые сохранили верность Христу, обладают достаточной долей смирения. Есть даже такая версия, что ангелы-бунтари, отпавшие от Бога, на протяжении всей истории испытывали зависть к человеку: как же так, человек создан позже, а предназначение у него выше! Он наместник Бога на земле, к тому же в перспективе имеет шанс стать обо́женным, а вот ангелы всегда статичны, пребывают в некой стабильности. Для того и был соблазнен человек, чтобы омрачить план Божий. Про тех ангелов, которые сохранили верность Богу, можно сказать, что они обладают смирением, потому что служат в первую очередь, конечно, Богу, а также спасению людей. То есть они собственными руками (если можно применить такой антропоморфизм, потому что тела, как у человека, ангелы не имеют) делают так, чтобы человек когда-то стал выше их. Вот насколько велико их смирение, что они готовы служить Богу и человеку, с тем чтобы человек поднялся до Божественной высоты, а самим смиренно остаться позади. Несомненно, в этом отношении мы должны почтить смирение ангелов, верных Богу.
Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. Поскольку даже в Ветхом Завете человек заслуживал поощрения, если соблюдал закон, и наказания, если не соблюдал, тем более мы, если не послушаем откровения, явленного через Сына Божия, потерпим бо́льший урон. Понятия наказания в Ветхом и Новом Завете несколько различаются, и исходя из новозаветного понимания наказания, человек, который не слышит весть Христову и не идет за Христом, самим этим фактом себя и наказывает. Оставаясь вне Христа, вне возможности обо́жения, человек не реализует себя как человека, не реализует свое человеческое достоинство и этим сам себя наказывает.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!