Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Колоссянам. Глава 2, ст. 13–20.
13. и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14. истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15. отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17. это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19. и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений.
(Кол. 2, 13 – 20)
Здесь, дорогие братья и сестры, апостол Павел продолжает рассуждать о том, как раскрывается тайна спасения человечества: именно через Иисуса Христа, через Его спасительный подвиг, через Его смерть на Кресте и Его славное воскресение свершилось спасение рода человеческого. 13, 14 и 15-й стихи говорят об этом событии.
И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. Речь идет о том, что Господь Иисус Христос колосским христианам, которые были мертвы во грехах и необрезании плоти , прощает все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Похожее место есть и в Послании к Ефесянам, которое будет читаться позже. В этих двух параллельных местах есть одна и та же неточность перевода, довольно сильно искажающая само богословское понятие о спасении, которое на самом деле приходит через Самого Иисуса Христа, через Его личность, через Его подвиг, Его Крест и воскресение. В переводе 14-го стиха получается, что рукописание наших человеческих грехов Господь Иисус Христос истребляет учением, но это, конечно, неправильно. Смысл прихода Господа в мир был вовсе не в том, чтобы дать какое-то новое учение в теоретическом смысле этого слова: якобы Господь сказал что-то, апостолы это записали, и теперь мы имеем учение, и им прощаются наши грехи, уничтожается их рукописание. Нет, наше спасение происходит Самим Христом, Его личностью, Его присутствием в этом мире. Слово учение правильнее будет перевести как «пункт закона, постановление закона Моисеева». Все, чем мы согрешили, во всяком пункте, было «записано», условно говоря, в определенной символической книге - рукописание грехов. Получается, что Господь истребил Своей крестной смертью и воскресением бывшее о нас рукописание по всем пунктам закона. Вот как будет правильнее перевести это место, и очень важно верно понимать смысл этого фрагмента.
Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою . Это тоже очень интересный образ. Под начальством и властью подразумеваются духи тьмы, духи злобы, служители дьявола, которые пытаются уловить человека через его грехи. Сказано, что Господь через Крест отнял силы у этих начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою . Оригинальный греческий текст свидетельствует о том, что здесь апостол Павел пользуется описанием военной победы: Господь, как победитель, отнимает силы, разоружает эти начальства и власти, подвергает их позору вследствие Своей победы.
Дальше апостол Павел дает нравоучения: Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Апостол Павел говорит о том, что за соблюдение всех этих постановлений, в том числе иудейских, связанных с пищей, питием, иудейскими праздниками, новомесячием или даже субботой (величайшим постановлением Ветхого Завета), никто не осуждает. Э то есть тень будущего, а тело — во Христе , то есть, собственно говоря, пришла Сама Благодать, пришел Христос, а все то, что было в Ветхом Завете, – это была тень будущего пришествия Христова. Мы видим, что эта полемика апостола Павла похожа на полемику с лжеучителями в Послании к Галатам и в Послании к Филиппийцам, когда апостол Павел говорит: берегитесь псов, берегитесь обрезания .
Здесь проблема отчасти схожая, хотя в 18-м стихе мы видим, что есть и иная проблематика: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом . То есть речь идет еще и о каком-то служении ангелов. Это было больше свойственно гностицизму, о котором мы уже немного говорили, - религиозному направлению, существовавшему до христианства, в первые его века и имеющему место по сей день. Это была попытка соединить какие-то разнообразные учения, создать определенную иерархию. Христос в этой гностической иерархии занимал высокое место, был одним из ее духовных лидеров. Ангелы были пониже, но тем не менее тоже важны, и нужно было обращаться к Самому Богу не только через Христа, но и через этих ангелов. Если кто-то соприкасался с эзотерической литературой (скажем, Елены Петровны Блаватской, которая много писала и которую много критикуют наши религиоведы и сектоведы), то мог увидеть, что там все эти иерархии очень подробно расписаны. В древности было приблизительно то же самое.
Служением ангелов апостол Павел, возможно, собирательно называет это религиозное направление, связанное с установлением иерархии и почитанием каждого ее члена. Павел говорит, что не надо обольщаться самовольным смиренномудрием и служением Ангелов , когда подразумевалось, что нужно еще определенным образом достучаться до Христа через этих ангелов, донести свои молитвы. Апостол называет это самовольным, ложным смиренномудрием, когда - якобы из-за смирения - эти люди не дерзают чаять спасения напрямую от Христа, но обязательно нужны еще какие-то дополнительные посредники между человеком и Христом в виде этой ангельской иерархии.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!