Читаем Апостол. 26 ноября. Если кто епископства желает, доброго дела желает

26 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 3, ст. 1–13. 

 

1. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

3. не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

4. хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

5. ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6. Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,

9. хранящие таинство веры в чистой совести.

10. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

(1 Тим. 3, 1 – 13)

 

Достаточно длинный отрывок погружает нас в церковные реалии того исторического периода и доныне не утратившие своей актуальности при разговоре о степенях священства. Люди, сейчас возглавляющие Церковь, носят те конкретные титулы, что были сформированы и обозначены в ранние века христианства. Хотя до «пастырских» посланий мы не видим такого разделения, да и в них еще нет той четкой классификации, какую мы имеем сейчас. Обратите внимание, что в этом отрывке с 1- го по 13-й стих говорится о том, как должен вести себя епископ, как – дьякон, но ничего не говорится о том, как должен себя вести пресвитер.

Современная Православная Церковь имеет три степени священства: епископ, пресвитер и дьякон. Все три слова имеют греческое происхождение. Слово епископ означает «надзиратель», то есть это человек, который следит за тем, чтобы все было благочинно, по уставу, по закону. Пресвитер переводится как «старейшина», причем речь идет, конечно, не о возрасте, а подразумевается «старший из всех», тот, кого на эту роль чаще всего выдвигала сама община. Диакон – «служитель при столах», в дословном переводе «официант». Диаконы были изначально назначены, чтобы «печься о столах», как сказано в книге Деяний святых апостолов: раздавать приношения, равномерно распределяя их между всеми нуждающимися.

Во времена написания «пастырских» посланий четкого разделения между понятиями епископ и пресвитер еще не было. Человек мог в одной ситуации называться епископом, в другой – пресвитером, то есть община могла выдвинуть его в качестве старейшины, и он же мог быть надзирающим за тем, правильно ли все совершается. Диаконы тогда уже были; из книги Деяний мы знаем, что апостолам пришлось избрать диаконов, чтобы самим не заниматься делами распределения пожертвований и еды между нуждающимися. Поэтому здесь идет речь сначала о епископе, который в те годы мог одновременно быть и пресвитером и сразу – о диаконе, о пресвитерах же отдельно ничего не говорится.

Третья глава начинается с небольшого «лозунга»: если кто епископства желает, доброго дела желает. С греческого языка эти слова иногда переводят так: если кто имеет вкус к епископству, у кого есть дар призвание к епископству, тот желает доброго дела. Дальше описывается, каким должен быть епископ: непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Огромное количество качеств должно быть присуще епископу.

Одна из характеристик, которая обращает на себя наше внимание: одной жены муж . Мы, современные православные христиане, знаем, что в наших исторических реалиях епископ уже достаточно давно является безбрачным. Люди, которые занимали высшие церковные должности, давали обет безбрачия, когда становились монахами (все епископы являются монахами). Это касается всего епископата, включая Святейшего Патриарха. В те времена епископ мог быть безбрачным, но в некоторых случаях мог быть и женатым, при этом одной жены мужем . Даже если жена его умирала, и он становился вдовцом, двоебрачие было недопустимо. Вот такой интересный исторический штрих – в те времена у епископа могла быть семья, и здесь даже упоминаются дети, которых надо содержать в послушании со всякой честностью. Епископ должен был хорошо управлять своей семьей, своим домом, и это могло являться показателем того, что он может заниматься и церковными делами.

Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом . Новообращенный по-гречески – неофит. Часто, и в наше время тоже, это очень ревностные, горячие люди, которые хотят взяться сразу за все. Если такого человека сразу посвятить в епископа, дать ему большую власть, открыть перед ним горизонты, то, конечно, дьявол может «поймать» его. Он подпадет под осуждение вместе с дьяволом, потому что возгордится: только начал ходить в церковь, а уже учитель, важный человек в Церкви.

Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую . Под внешними подразумеваются нехристиане. Было необходимо, чтобы епископ был настолько безукоризненным в определенном смысле слова, что даже не вызывал нареканий в плане внешности. Подчас на это обращали внимание, возможно, следуя ветхозаветным принципам о том, что человек, служащий Богу, не должен иметь явного и отталкивающего физического порока. Человек должен был иметь образование и уметь общаться с людьми. В современной жизни тоже очень важно, чтобы священник, епископ умел находить контакты с разными людьми: с простыми и учеными, с представителями власти и представителями бизнеса. Он не должен поступаться христианскими принципами и «заигрывать» с теми или иными людьми – речь идет о том, чтобы говорить с каждым человеком на его языке, как писал об этом апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Для всех я был всем, чтобы спасти хотя бы некоторых». Поэтому людям, которые становятся епископами или пресвитерами, нужно иметь доброе свидетельство от внешних , то есть нехристиан.

Далее апостол Павел говорит про диаконов, которые тоже должны быть честными , не двоязычными . Интересен 11-й стих: Равно и жены их должны быть честны. Слова их должны быть выделены в переводе курсивом, следовательно, отсутствуют в оригинальном греческом тексте. Без этих слов получится: Равно и жены честны, не клеветницы, трезвы. Речь идет о женах диаконов? Если убрать слово их , мы понимаем, что речь идет, скорее всего, о диакониссах. Были женщины (даже в одном из Посланий апостола Павла упоминается одна диаконисса), которые тоже имели определенное посвящение, чтобы, как и диаконы, помогать служить «при столах». В те времена диакон не служил у престола Божия, а сейчас он должен входить в алтарь, прикасаться к престолу, священным предметам, и в рамках православной традиции нельзя представить, чтобы все это делала женщина. Но в те времена, когда диакон занимался распределением различных благ и пожертвований между людьми, диакониссы могли помогать им делать то же самое, в особенности когда это касалось женщин, потому что женщинам иногда проще помочь друг другу в каких-то вопросах. Поэтому здесь также идет речь о качествах диаконисс. Мы помним, что в XX веке в Русской Церкви пытались возродить этот институт, но до конца это не получилось. Возможно, когда-нибудь этот раннехристианский институт реанимируется, а может быть, и нет.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать