Читаем Апостол. 26 марта. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца

26 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 3, ст. 12–16.

 

Сегодня суббота второй седмицы Великого поста. В будние дни мы с вами размышляем над книгой Апокалипсис, а в выходные, когда служатся полные литургии, возвращаемся к апостольским посланиям и слушаем наставления Церкви из книг Нового Завета, которые читаются во время церковного года. Сегодня святая Церковь предлагает к размышлению отрывок из послания апостола Павла к Евреям

12. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

13. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

15. доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

16. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

(Евр. 3, 12–16)

 

Напомню, что мы с вами практически целиком прочитывали Послание апостола Павла к Евреям, но некоторые отрывки святая Церковь сохранила для прочтения в субботы и воскресенья Великого поста.

Как уже говорилось, во всем Послании к Евреям апостол Павел активно использует систему прообразов, то есть вспоминает о событиях и людях Ветхого Завета, говоря что они являются прообразом того, что теперь происходит в Завете Новом. Через это сопоставление Павел дает наставления христианам, чтобы они подражали кому-то из тех, кто правильно вел себя в Ветхом Завете, хотя и не дождался Мессии. Мы говорили, что все праведники Ветхого Завета жили в ожидании, у них не было того великого преимущества, которое есть у нас, людей Нового Завета, живущих уже после пришествия Христа и имеющих возможность наследовать Царство Божие здесь и сейчас. Поскольку Царство Божие внутри нас есть, мы можем созидать его в этот конкретный момент, а полное откровение этого Царства наступит уже после того, как мы оставим этот мир и встретимся со Христом.

В сегодняшнем отрывке апостол Павел также приводит ситуацию из Ветхого Завета в качестве наставления для христиан – людей Завета Нового.

12. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

13. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

14. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца

Апостол Павел вновь говорит о том, что мы сделались «причастниками Христу», ведь христиане не просто люди, поклоняющиеся и служащие Богу, падающие перед Ним ниц. Очень важно, что во Христе у человека появилась возможность стать причастником Бога, стать обоженным. Потому что если человек причастник Христу, то он и причастник Богу, потому что Христос говорил: Я и Отец одно. Мы часто употребляем слова «причастие», «причастник», когда идем на Божественную литургию, причащаемся Святых Христовых Таин. Может быть, из-за того что мы очень привыкли к этому понятию, бывает, что мы относимся к нему как к традиции, обряду. Мы забываем о глубинном, мистическом смысле происходящего, если причастие входит в некую привычку с нехорошим оттенком. Причем это может случиться и с мирянином, и со священнослужителем, поскольку когда он служит литургию, он не может не причащаться, поэтому священнослужители делают это очень регулярно. Как важно, чтобы это не превратилось в некую формальность.

Приступать к Чаше надо регулярно, но постоянно возгревать в себе осознанность, понимание того, что сейчас я соединюсь со Христом, причащусь, то есть стану частью Христа. Тогда, на мой взгляд, каждая Евхаристия будет оставлять неизгладимый след в сердце и сознании каждого участвующего в ней человека. Тогда действительно будет духовный рост, может быть, не такой быстрый, но совершенно неизбежный, фундаментальный. Надо помнить об этом, приступать к Чаше не редко, но при этом постоянно иметь осознанность и понимание того, зачем мы это делаем.

15. доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

16. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Апостол Павел обращается здесь к ситуации Ветхого Завета, когда люди вышли из Египта с Моисеем. Наверное, сначала все были радостные, а потом в пустыне начались проблемы: то не хватало воды, то еды, и начался ропот: «Зачем ты вывел нас из земли египетской. Там мы, хоть и были рабами, но у нас была еда, были вода и кров». Есть такой образ – «мясные котлы египетские», вот о них и начали скорбеть многие вышедшие из Египта с Моисеем. Но и, как здесь сказано, не все, так как были и те, кто понимали, что свобода дороже всего. Понимали, что сейчас, когда они идут по пустыне, им требуются терпение, выдержка, стойкость, но все равно все это является малым подвигом за ту свободу, которую они приобрели, выйдя и Египта и перестав быть рабами. Главное, что они стали людьми свободными, пускай еще с некоторыми проблемами, связанными с кочевнической жизнью в пустыне. Тем не менее были и те, кто не поняли произошедшей ситуации и возроптали, так как предпочитали уютную, сытую жизнь пусть даже в рабстве этой вновь обретенной свободе. Апостол Павел предупреждает нас, христиан, чтобы мы не уподобились этим возроптавшим, но чтобы никогда не променяли свободу, по благодати дарованную нам Христом, на что-то ветхое, хотя и выглядящее в чем-то более спокойным, уютным и стабильным.

Напоминаю всем нам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать