Читаем Апостол. 26 июня. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства

26 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 33–40; глава 12, ст. 1–2.

 

11:33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

11:34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

11:38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

11:39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

11:40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

12:1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

12:2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Евр. 11, 33–12, 2)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня от Послания к Римлянам мы перешли к Посланию к Евреям. Это связано с тем, что сегодня первое воскресенье после Троицы и празднуется Неделя Всех святых, когда бы то ни было существовавших: и тех, которых мы прославили, и даже тех, которых Церковь не прославила, поскольку, конечно, у Бога святых может быть гораздо больше, чем мы имеем здесь, на земле. Этот отрывок уже читался нами дважды: в Неделю святых отец, то есть воскресенье перед Рождеством Христовым, и в первую Неделю Великого поста.

Вы помните, что Послание к Евреям во многом строится на системе прообразов, то есть апостол Павел вспоминает какие-то ситуации и персонажей из Ветхого Завета и, отталкиваясь от этих событий, пытается дать увещевание и поучение христианам, которым он непосредственно пишет свое послание. Здесь он вспоминает множество героев, праведников Ветхого Завета, которые были стойкими и не отказались от веры в истинного Бога даже перед лицом мучений, смерти, отвержения.

До этого апостол Павел перечисляет различных ветхозаветных персонажей, праведников и даже людей, которые поверили, будучи не совсем праведными. Например, перечисление заканчивается упоминанием Раав блудницы: Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными (Евр. 11, 31). Это та самая блудница Раав, грешная женщина, которая спасла соглядатаев, посланных в город Иерихон для того, чтобы узнать, как там обстоят дела.

Дальше, подытоживая свои воспоминания об этих ветхозаветных людях, Павел говорит: И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках (Евр. 11, 32). Потом он пишет, чем они в общем были славны:

11:33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

11:34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

11:35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение…

Апостол Павел перечисляет различные скорбные, неприятные обстоятельства, связанные с жизнью многих праведников, героев веры, которые действительно были стойкими перед лицом опасностей. Здесь написано, что некоторых жены получали воскресшими. Мы помним, что случаи воскрешения были и в Ветхом Завете. Но иные же замучены были, не приняв освобождения, то есть уже не вернулись в эту жизнь, в это тело, для того чтобы получить лучшее воскресение. До Пришествия Христа тоже существовало мнение о том, что будет воскресение мертвых. Когда мы читали Книгу деяний, то говорили о фарисеях и саддукеях, двух религиозных партиях. Фарисеи верили в воскресение мертвых, а саддукеи не верили, это был один из важных пунктов их разногласий. Мы помним, что на этом разногласии однажды сыграл апостол Павел: стоя перед синедрионом, он увидел, что там находятся фарисеи и саддукеи, и выкрикнул, что его судят за веру в воскресение мертвых. Надо сказать, что он не обманул, потому что действительно верил в воскресение мертвых, но уже как христианин, то есть в свете того, что Сам Христос воскрес, однако сказал в общих формулировках, что верит в воскресение мертвых, не упоминая о Христе. Сама эта фраза была понятна фарисеям и саддукеям, вызвала между ними спор, и фарисеи даже заступились за Павла. Действительно, вера в то, что мертвые воскреснут, существовала, а в свете Воскресения Христова укрепилась и стала восприниматься уже в христианском контексте, поэтому здесь апостол Павел пишет о вере в то, что те, кто не смог избежать всех мучений и смерти, будет достоин сподобиться лучшего воскресения.

11:36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

11:37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…

Действительно, чего только не бывало с людьми и в ветхозаветное время, и в новозаветное. Конечно, это очень печально с той точки зрения, что человек в своей греховности способен так издеваться над другим человеком: не просто убить, но часто именно подвергнуть мучительной казни, чтобы подавить волю человека. Это одно из самых неприятных и при этом ярких проявлений человеческой греховности, поскольку даже в животном мире мы практически не встретим ситуаций, когда животные с особой яростью и наслаждением доставляют муки себе подобным. У человека такие ситуации бывают, поэтому во все времена были мученики (конечно, не только в христианстве), претерпевавшие страшные муки от тех или иных людей.

Апостол Павел подытоживает свои рассуждения тем, что Бог предусмотрел о нас, христианах, что-то лучшее, чтобы те мученики достигли совершенства не без нас, чтобы мы вместе наследовали Царство Божие в свете Нового Завета. Поэтому в начале 12-й главы Павел призывает нас идти по их стопам, быть такими же верными в несении христианской проповеди и вести.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать