Читаем Апостол. 26 июля. Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе

26 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 1–9.

 

1. Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,

2. церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:

3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,

5. потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, —

6. ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —

7. так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,

8. Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

(1 Кор. 1, 1 – 9)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами закончили чтение Послания апостола Павла к Римлянам, по крайней мере на буднях. К некоторым пропущенным отрывкам, как я сказал, мы будем возвращаться по субботам и воскресеньям. Сегодня мы приступаем к чтению следующего (согласно оглавлению) послания апостола Павла – Первого послания к Коринфянам. Это тоже замечательное Послание. Оно практически такое же длинное, как Послание к Римлянам; вообще, это два самых длинных его послания в нашем новозаветном каноне.

Если мы посмотрим на Послание к Римлянам обзорно, то увидим, что оно в большей мере связано с богословскими мыслями, с глубинной проблемой грешного человека перед лицом закона и тем, как он благодатью Божией из этого конфликта выходит. Первое Послание к Коринфянам в большей степени посвящено проблемам церковного характера, тому, как взаимодействуют люди, живя в общине, какие у них есть проблемы, разделения, непонимание, бесчинства, вопросы. Очень многие из них проиллюстрированы в Первом послании апостола Павла к Коринфянам, поэтому оно очень интересно с этой точки зрения, вводит нас в атмосферу раннехристианской церкви и, что очень важно, рассеивает некоторые иллюзии.

Существует устойчивая иллюзия, в том числе у православных христиан, что в ранней церкви все было совсем иначе, чем сейчас: очень хорошо, праведно, все люди были замечательные, «белые и пушистые», а потом произошло падение и люди стали намного хуже, чем тогда. Но если мы внимательно прочитаем Первое послание апостола Павла к Коринфянам (и мы будем стараться сейчас это делать), то увидим, что это представление на самом деле несостоятельно. Проблемы были практически те же самые, что сейчас, и некоторые из них отражали некую специфику того древнего, нецивилизованного мира, только принимающего евангельскую весть в самом начале. Как бы там ни было, евангельская весть за две тысячи лет, выражаясь метафорически, «заквасила» этот мир. Мы все равно имеем множество различных изменений, проявлений того, как христианство так или иначе потихоньку меняло этот мир. Наше современное общество постхристианское: люди в нем уже не живут христианской верой, нет традиционных ценностей, но все равно мы можем говорить о том, что христианство свой плод принесло. Тогда же люди, в частности члены Коринфской церкви, лишь приняли христианскую весть, и предстояло еще пройти некий путь, чтобы плоды христианской веры произросли на прочном фундаменте.

Коринфская церковь благодатью Духа Святого имела эти дары, благодатные проявления, но и здесь мы можем говорить о двух сторонах медали. С одной стороны, действительно, Дух Святой изливался на членов Коринфской церкви и они имели Его дары. С другой стороны, некоторые из этих даров были чрезмерно ими превозносимы, а именно: некое знание, внешняя человеческая мудрость, красноречие само по себе. Получалось, что коринфяне, выделяя эти дары, впадали в некоторую исключительность, элитарность, в конечном итоге в этом и была та главная проблема, которая волновал апостола Павла, о чем он будет писать очень много. По большому счету с первых строк Послания он уже делает тонкий, но явный намек на то, что коринфяне находятся в состоянии некой духовной прелести, потеряли трезвость, ощущение реальности. В частности, это некоторое превозношение, высокомерие проявляло себя в том, что коринфские христиане не очень уважали апостольский авторитет Павла, считая, что он, возможно, недостаточно в чем-то строг, красноречив, человек, внешне не выдающийся. Есть свидетельства, что апостол Павел действительно не обладал выдающейся внешностью, да и как оратор уступал некоторым, в частности Аполлосу, о котором пойдет речь в Первом послании к Коринфянам. Мы помним этого человека, который встречался нам на страницах книги Деяний.

И вот начало Послания, где апостол Павел начинает сразу же обыгрывать эту ситуацию. Он постоянно немного иронизирует, как мы бы сейчас сказали, «подкалывает» коринфян в их самоуверенности, самолюбовании. Как мы помним, что всякое послание начинается с прескриптума, где написано, кто кому пишет, благопожелание, приветствие.

Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат… Мы видим, что вместе с Павлом пишет христианин, его брат во Христе Сосфен. Апостол Павел сразу подчеркивает свой апостольский авторитет, говорит, что он призванный волею Божиею, то есть не коринфянам этот авторитет оспаривать, потому что волею Божиею Павел стал апостолом.

Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас. Фраза у них и у нас не совсем понятна, наверное, перевести ближе к греческому тексту правильно так: «во всяком месте и нашего, и вашего», то есть у нашего Господа и вашего Господа. Эти слова относятся к имени Господа нашего Иисуса Христа, то есть Одного и Того же Господа. Здесь Павел сразу подчеркивает невозможность какого-то разделения, выделения какой-то элитарной группы из общехристианской церкви на основании того, что кто-то, может быть, проповедует о Христе особо красноречиво, или у кого-то особая мудрость в познании истин христианства. Церковь едина в своем многообразии, никто не говорит о том, что в церкви все должны быть под одну гребенку. Все люди разные и церкви по-своему разные, но все должны быть едины в главном: в том, что Иисус – это Господь, Он должен быть один у всех – и у нас, и у вас.

Дальше следует благопожелание: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Знаменитое благопожелание, которое Павел часто в начале своих посланий шлет адресату.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать