Читаем Апостол. 26 февраля. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме

26 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 2, ст. 7–17.

 

7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.

8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

10. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.

11. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

12. Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.

13. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

14. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

15. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

(1 Ин. 2, 7 – 17)

 

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Немного непонятные стихи, но если мы с вами поразмышляем, можно разобраться, что имеет в виду апостол Иоанн.

Он говорит, что дает заповедь древнюю, которая в то же время является новой заповедью. Основой любой заповеди, исходящей от Бога, всегда являлась любовь Божия к человеку и любовь людей между собой. Даже Ветхий Завет, по выражению Господа нашего Иисуса Христа, зиждился на двух основных заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей крепостью, всей душою» и подобной заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Действительно, обе заповеди говорят о любви, поэтому заповедь о любви действительно является древней, она всегда пронизывала все прочие заповеди.

С другой стороны, Ветхий Завет – это все-таки «буква», говорящая о внешнем, социальном поведении человека, о том, что делать или не делать: убивать или не убивать, воровать или не воровать и так далее. Человеческого сердца эти заповеди часто не касались: может, человек и не убивает, но он ненавидит; может, он не ворует, но завидует. В этом смысле Ветхий Завет был неполноценным, о чем мы с вами много раз говорили. Нас неоднократно подводил к этой мысли апостол Павел.

С точки зрения Нового Завета заповедь о любви не только древняя, но еще и новая – такой вот парадокс. С одной стороны, она издревле являлась основой всех заповедей, с другой, в Новом Завете она преподносится человеку немного по-другому – как принцип жизни, который живет внутри, в сердце. Человек призван во всей своей жизни, в каждой ситуации руководствоваться любовью, которая даруется ему Духом Святым. Таким образом, человек уже не может быть раздвоенным: не убивать, но ненавидеть; не воровать, но завидовать. Если в сердце человеческом искоренена зависть, ненависть, такой человек естественным образом не будет убивать, воровать и так далее.

Новозаветная заповедь о любви является «заповедью» в кавычках, потому что это не пункт закона. Господь говорил: «Возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас», но человеческому сердцу невозможно приказать стать способным испытывать какое-то состояние в одночасье. Можно направить действия человека в определенное русло, например, дать приказ: «Делай так или не делай так, иначе мы тебя накажем или наградим». Здесь человек может подстраиваться под ситуацию. А сердцу, как говорится, не прикажешь; нужно его воспитывать, проходить определенный путь, чтобы был рост, чтобы Дух Святой взращивал плоды на почве нашего сердца. Тогда мы сможем потихоньку стяжать это состояние – отношение ко всему с любовью.

Если в сердце человека живет любовь, внешние заповеди будут исполняться сами собой. Об этом очень хорошо говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, и мы, если будем живы, в свое время еще разберем этот отрывок. «Любящий ближнего не делает ближнему зла» – в этой фразе выражена суть новозаветной «заповеди», или принципа, любви. Апостол Иоанн Богослов во многом говорит именно об этом: заповедь вроде древняя, но в то же время новая, потому что получает как бы новое измерение, новую глубину.

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. Апостол Иоанн Богослов очень часто приводит параллель: любовь к Богу без любви к ближнему невозможна, любовь к ближнему – это естественное следствие любви к Богу. Если человек имеет личное общение с Богом, то сердце его, конечно, наполняется любовью, которая с избытком изливается на всех окружающих. А если человек утверждает, что он христианин, даже причащается, но источает ненависть, агрессию, злобу, значит что-то не совсем так в его отношениях со Христом: он подходит к этому формально, не раскрывает свое сердце для Божественной любви, иначе его отношение к ближним было бы иным.

Здесь, братья и сестры, нам нужно быть очень внимательными к себе. Для нас не спасительно думать, что мы приближаемся ко Христу, когда на самом деле это формально, и наше сердце наполняется злом, а не любовью. Конечно, это не спасительно и для окружающих нас людей, для тех, кто только двигается по направлению к Церкви. Как часто нам с вами приходится слышать упреки: вы ходите в церковь, а ведете себя хуже, чем те, кто не ходят, или хуже неверующих. Такое действительно бывает, эти замечания порой справедливы. Надо следить за собой, чтобы не было такого: заходим в церковь – надеваем маску благочестия, выходим – и живем своей жизнью: осуждаем, иногда своих же собратьев, которые только что молились рядом с нами, распространяем про священнослужителей то, что где-то услышали и, может быть, даже сами приукрасили. Такое несоответствие случается, и нам нужно очень внимательно к этому отнестись.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать