Читаем Апостол. 26 декабря. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света

26 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 5, ст. 1–8.

 

1. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,

2. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;

5. ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

7. итак, не будьте сообщниками их.

8. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света.

(Еф. 5, 1– 8)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь, как это всегда бывает в выходные дни, возвращает нас к тем посланиям, которые уже прочитали практически целиком, в частности к Посланию к Ефесянам. Сегодняшний отрывок интересный, содержательный, важный.

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Сначала апостол Павел дает наставление, чтобы ефесяне жили в любви, подражая любви Самого Христа, Который Себя предал за нас. Не так давно мы говорили о понятии жертвы в Ветхом Завете: для того чтобы простились грехи, необходимо было пролитие крови. Как правило, так же относятся и к жертве Самого Господа нашего Иисуса Христа. Но Христос возлюбил нас, и именно это вызвало ненависть людей, которые в итоге распяли Его. Он не вменил им этого греха, а наоборот, просил у Бога Отца прощения этим людям. В этом смысле можно говорить о том, что жизнь Христа, Его смерть и воскресение были для того, чтобы человек мог спастись, то есть не ради самого страдания, а ради того, чтобы человек мог войти и быть наследником Царства Божия.

Дальше апостол продолжает свои наставления: А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. О блуде, нечистоте, любостяжании Павел пишет часто, перечисляя некоторые пороки. Иногда у него встречаются довольно длинные списки, так называемые каталоги пороков. О блуде мы говорили не так давно, когда столкнулись с этим понятием в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам. Блуд – это состояние, интимные отношения людей, которые имеют внутреннюю нечистоту, когда человек за счет этих отношений ищет для себя какой-то выгоды, пищи для своего эго. Мы сами знаем, что если не пытаемся умертвить свое эго, своего «ветхого человека», то мы даем возможность нашему эгоизму и нашей гордыне действовать в нас через наш лукавый, нечистый ум, и тогда любые отношения, любые сферы жизни будут работать на эго. Будь то пища, интимные отношения, дружба или еще что-то – человек все будет ставить на службу своему эго, будет делать всё для того, чтобы это эго возгреть, укрепить, наполнить. Напомню, что телесная сторона жизни не является греховной сама по себе: ни интимные отношения, ни пища не могут быть расценены как что-то негативное – это благословлено Богом. А когда туда вкрадываются нечистые мотивы, когда начинает работать гордыня, то через пищу или интимные отношения человек может удовлетворять именно свою гордыню. Поэтому первичны всегда помыслы, то, что творится в нашей голове. А «для чистого все чисто», как говорит апостол Павел в Послании к Титу (недавно мы читали эти слова).

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение. Действительно, сказано в Писании: «От слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься». Нужно всегда внимательно следить за тем, что мы говорим, ведь недаром есть поговорка «Молчание – золото». Иногда действительно лучше пребывать в молчании. Все подвижники благочестия начинали с того, что успокаивали болтовню вокруг себя, то есть старались быть в уединении и внутри себя навести порядок, создать тишину, что сложнее. По-гречески тишина – ησυχία [исихия ], отсюда название знаменитых подвижников «исихастов», которые практиковали безмолвие.

Здесь также приведено слово смехотворство. Согласно некоторым толкованиям, здесь имеется в виду то, что на славянский язык переводится как «кощунство», то есть насмешка над чем-то святым. Кощунник – человек, для которого нет святых понятий, который оскверняет, порочит то, что священно, сакрально для некоторой группы людей. Это нехорошо хотя бы с той точки зрения, что оскорбляет и обижает ближнего, для которого это является ценным. Все это ведет к нехорошим последствиям. Если в присутствии ревностного верующего человека порочатся его вера, люди, связанные с его религией, это вызывает много проблем, даже во́йны, агрессию. Поэтому такого не должно быть ни в коем случае.

По поводу смехотворства и смеха, на мой взгляд, вопрос несколько дискуссионный. Некоторые религиозные философы кратко говорят: смех – это тоже свойство религиозности. На самом деле, улыбка, смех – то, что дано человеку, отличает его от животных. Животные неспособны по-настоящему улыбаться и смеяться; у них может присутствовать что-то наподобие улыбки, но это чисто физиологическая реакция. Человек через смех, улыбку, радостный посыл может, например, снимать агрессию. Это прекрасный способ разрядить ситуацию, если, конечно, это добрый смех. Когда человек видит, что на него надвигается какая-то «буря», его пытаются взять под прессинг, обличить в чем-то, то он может сам, посмеявшись над собой, эту ситуацию разрядить. Христианин – это не унылый и грустный человек. К сожалению, в сознании некоторых христиан живет миф о том, что чем более они унылые, страдающие, тем «больше» христиане. Комплекс жертвы, который иногда развивают в себе верующие люди, почему-то удивительным образом превращен ими в добродетель, хотя на самом деле это деструктивное состояние, разрушающее человека. От этого происходят уныние, грусть, во многом агрессия, потому что без радости, доброго смеха, без улыбки человеку трудно справляться даже с собственными эмоциями: гневом, раздражительностью. Возможно, поэтому часто бывает, что человек, приходя в церковь, не находит там радостных лиц, открытости, доброжелательности.

Задумаемся об этом, братья и сестры, потому что если так будет продолжаться и Церковь будет выглядеть как сообщество страдающих жертв, никогда не улыбающихся и всегда придирающихся, то, конечно, никакого миссионерства у нас не получится. Самое главное, что и Богу это не угодно. Одно дело сказать: «Мы такие, не хотите быть с нами – и не надо», но Сам Господь как на это посмотрит? Ведь тема радости занимает огромное место в благовестии Нового Завета. Поэтому будем внимательны к себе, чтобы нам не попасть в ловушку ума: не счесть нечто деструктивное, разрушающее добродетелью и не сакрализировать это.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать