Читаем Апостол. 26 августа. Вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

26 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 12–20.

 

12. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

13. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,

14. так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

15. И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,

16. и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

17. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?

18. Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».

19. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», —

20. ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.

(2 Кор. 1, 12–20)

 

В прошлый раз мы прочитали первые семь стихов 1-й главы. Здесь же немного перескочили вперед, как это иногда у нас бывает. Апостол Павел начинает свое Послание, намечая какие-то темы.

Мы уже говорили, что с точки зрения современной библеистики Второе послание к Коринфянам, возможно, состоит из нескольких фрагментов разных посланий. Если изучать это подробно, взяв соответствующую литературу, можно увидеть, что из этих посланий выстраивается целая история взаимоотношений Павла с коринфянами. Она была непростой: коринфяне не очень-то признавали апостольский авторитет Павла. Мы помним эти проблемы еще из Первого послания к Коринфянам, где Павел вынужден был отстаивать свое апостольское достоинство, в особенности в ситуации распрей и того, что коринфяне больше симпатизировали Аполлосу как красноречивому оратору. Но Павел тем не менее отстаивает свое апостольское достоинство. Хотя впоследствии, как считают те, кто придерживается теории нескольких посланий, апостол Павел все-таки был оскорблен неким христианином Коринфской церкви, возможно, во время личного визита. Он пишет так называемое «послание со слезами», где печалится о том, что произошла эта обида, и призывает коринфян к тому, чтобы церковь все-таки была в мире и уважала его (апостола Павла) как человека, который, как написано в Первом послании, «во Христе родил коринфян», являлся духовным отцом Коринфской церкви. Потом примирение состоялось, и Павел пишет уже послание примирения, утешения. По мнению исследователей, часть этого послания мы тоже находим во Втором послании к Коринфянам. Такая выстраивается история. Можно подробнее познакомиться с этой гипотезой, взяв соответствующую литературу, может быть, даже через Интернет. Там подробно расписывается, куда Павел пошел, куда пришел, как поссорился, как помирился. В любом случае мы видим, что отголоски всех этих сложных взаимоотношений есть на страницах двух этих посланий, которые мы имеем в Новом Завете.

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. Павел говорит: мы у вас жили в мире, в простоте, то есть не вызывали никакого конфликта, не шли на конфликт.

13. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,

14. так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь апостол пишет, что раз он является духовным родителем Коринфской церкви, то именно он и его сотрудники, Силуан и Тимофей, будут похвалой для коринфян в день Иисуса Христа, то есть в Судный день, когда Господь придет судить всех людей в Свое так называемое Второе страшное Пришествие, так же, как и коринфяне будут похвалой для них, проповедников. Павел устанавливает четкую внутреннюю родственную связь между теми, кто проповедовал, и теми, кому проповедовали, показывая, что невозможно эту связь разорвать. Отец, когда уже зачал сына, поучаствовал в его рождении, не может перестать быть отцом (так же и мать). И если Павел участвовал в духовном рождении коринфян, то эта связь нерушима.

Об этом он пишет и в Первом послании к Коринфянам: «Во Христе Иисусе я вас родил. У вас много наставников, учителей, но отец у вас только я, никто другой. Я вас родил, и это нерушимо, а учителя и наставники у вас могут быть разные». Поэтому апостол Павел четко настаивает на духовной связи, тем самым пытаясь расположить коринфян к мирному диалогу, взаимодействию, чтобы не было никаких конфликтов, нарушения христианского мира.

15. И в этой уверенности (в том, что они являются взаимной похвалой друг для друга) я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,

16. и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

Еще раз напомню: Македония – это не то, что сейчас мы понимаем под государством Македония. В то время так называлась провинция Римской империи со столицей Фессалоники, это территория современной северной материковой Греции. А Коринф был столицей провинции Ахаия, в 1-м стихе этого Послания мы видим: со всеми святыми по всей Ахаии. Это южная часть Греции, которая большей частью находится на полуострове Пелопонес. Таким образом, Македония и Ахаия – это две соседствующие провинции. Поэтому Павел пишет: «Хочу пройти через вас в Македонию, потом опять вернуться к вам, а затем уже пройти в Иудею».

17. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?

18. Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».

Павел говорит, что не был легкомысленным и непоследовательным то хотя прийти, то не желая этого, то есть то «да», то «нет».

19. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», —

20. ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас.

Павел переходит с собственного оправдания к богословским идеям, связанным с тем, что во Христе Иисусе все Божественные обетования есть «да» и «аминь», то есть «истинно так». Во Христе Бог исполнил Свое обещание о спасении рода человеческого. Дальше Павел еще будет об этом говорить.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать