Читаем Апостол. 25 января. Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их

25 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 8, ст. 7–13.

 

7. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

9. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,

12. потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

(Евр. 8, 7–13)

 

Несколько дней назад мы с вами прочитывали отрывок из Послания к Ефесянам, который уже читался нами ранее. Те из вас, кто внимательно и регулярно смотрит наши передачи, наверное, заметили, что сегодняшний отрывок тоже уже звучал в декабре, и теперь нам предстоит прочитать и прокомментировать его еще раз. Чтобы понять, в чем причина, необходимы литургические комментарии.

Все мы, по крайней мере, те, кто регулярно посещает церковь, живет церковной жизнью, прекрасно знаем, что праздник Святой Пасхи приходится на разные даты. Это связано с тем, что есть особая система, которая позволяет высчитывать даты Пасхи. Они варьируются от 4 апреля до 8 мая по новому стилю. Соответственно, время от праздника Крещения 19 января до начала Великого поста бывает разным. Когда Пасха ранняя, то это время совсем небольшое, пост может начинаться с начала февраля (сначала идут предпостовые недели, а потом уже сам Великий пост). Несколько лет назад была самая ранняя Пасха 4 апреля. Когда была самая поздняя Пасха 8 мая, я даже не припомню. В 2016 году праздник Святой Пасхи приходится на 1 мая, то есть это Пасха поздняя. Когда Пасха поздняя, то времени от Крещения до начала поста много. Эти недели должны быть заполнены ежедневными чтениями, как всегда это бывает. Поскольку других текстов, кроме тех, что есть в Новом Завете, у нас нет, единственный выход – повторять какие-то апостольские и евангельские чтения, которые уже были прочитаны ранее. Повторяются они в прямой последовательности: как было на той неделе, так же полностью переносятся на новую. В литургической терминологии это называется «Крещенская отступка».

Что касается самого отрывка, его ключевым моментом является цитата из Книги пророка Иеремии (31, 31–34). Господь еще через пророка Иеремию обещает заключение Нового Завета. Ветхий Завет, по мысли апостола Павла, должен отойти в прошлое: он уже сыграл свою роль. Ссылаясь на пророка, апостол Павел говорит о том, что еще до Рождества Христова было предсказано, что Ветхому Завету уготовано отойти в прошлое и приходит время Нового Завета, новой эпохи, новой эры. Отличительная особенность Нового Завета описана в 10-м стихе. Мы перенесемся сразу к нему, так как уже разбирали этот отрывок целиком; можно обратиться к архиву телеканала «Союз» и посмотреть первую версию обсуждения этого отрывка.

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Это очень важные слова. Господь через пророка Иеремию говорит, что заповеди и воля Божия, закон Божий будет написан не на каком-то материале (каменных скрижалях, бумаге), а на сердцах людей. Кто же будет писать на сердцах? В свете Нового Завета мы знаем, что это Дух Святой, Который входит в каждого человека, вступающего через святое Крещение в лоно Церкви, и руководит им. Духа Святого мы называем по-гречески – «параклетом», по-латински «адвокатом», а у нас это слово переводится как «уте́шитель». Мы обращаемся к Нему в молитве: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины. Он действительно пишет на наших сердцах волю Божию, влагает в сердце то, как нужно поступить в конкретный момент нашей жизни.

Это принципиальное, глобальное отличие Нового Завета от Ветхого. Бог говорит теперь изнутри нас, а не пишет Свои законы извне. Закон, конечно, остается: он исходит от Бога, и, как говорит апостол Павел, он свят и праведен. Он может быть лакмусовой бумажкой для человека, который может «сверить» свое поведение с законом и поразмышлять о том, что он делает что-то не так, недостаточно открыт Духу Святому, недостаточно позволяет Ему писать на скрижалях своего сердца и тем самым уклоняется от воли Божией. Но с другой стороны, по мысли апостола Павла, которая повторяется из послания в послание, закон не может быть животворящим, он не может спасать человека. Он может только определять, вменять грех, наказывать за грех или даже иной раз провоцировать на грех.

Самое главное, что в состоянии, когда в каждом человеке будет Дух Святой (как сказано в 11-м стихе), не надо будет каждому учить ближнего своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. Если Дух Святой будет пребывать в каждом человеке, вошедшем в Церковь, Тело Христово, то, конечно, не надо будет извне, через какое-то убеждение, законнический репрессивный метод говорить человеку: «Давай-ка познавай Бога». Дух Святой будет каждому давать это познание. Конечно, мы все равно стремимся тех, кто еще не вошел в Церковь, привести ко Христу какими-то уговорами, дискуссиями, но нужно понимать, что мы можем только подвести к этому, а дальше, если человек откроет свое сердце для Духа Святого и Тот коснется его: напишет на скрижалях его сердца какое-то послание воли Божией об этом человеке и он это услышит, тогда этот человек войдет в Церковь и тоже начнет жить в Духе Святом. Нам не надо будет учить человека самым главным вещам, но Дух Святой будет учить его так же, как и каждого христианина.

Вот такая важная особенность сопровождает заключение Нового Завета. Пророк Иеремия говорит об этом в будущем времени, а для нас с вами это уже свершившийся факт, лишь бы только мы сами это понимали и сами себе не давали застревать в ветхозаветном понимании и восприятии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать