Аудио |
|
Скачать .mp3 |
16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2,16–20)
Прекрасный отрывок, дорогие братья и сестры! Он возвращает нас к Посланию к Галатам. Мы уже говорили об этом Послании достаточно подробно и долго.Но церковный календарь, как я уже отмечал, устроен так, что на буднях мы с вами читаем отрывки какого-то Послания последовательно, а в субботу и воскресенье Святая Церковь возвращает нас к отрывкам из тех Посланий, которые были полностью прочитаны несколько раньше. Мы, казалось бы, уже полностью обсудили все Послание к Галатам, тем не менее, сегодня Церковь возвращает нас к очень важному и интересному отрывку этого Послания.
Апостол Павел, как и везде в Послании к Галатам, говорит о том, что спасение достигается верой в Иисуса Христа, доверием Ему. Только так человек может получить спасение, но ни в коем случае не делами закона. Как понять дальнейшие слова апостола Павла? Например 17-й стих: Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Напомню, что сегодняшний отрывок – это окончание второй главы Послания к Галатам, а в первой ее части, до указанных стихов, Павел описывает свою полемику, непонимание в отношениях с апостолом Петром. Напомню, что апостол Петр, вначале согласившись с апостолом Павлом и общецерковной позицией (поскольку она была обсуждаема на апостольском соборе в Иерусалиме), садится за один стол вместе с христианами из бывших язычников и не находит в этом никакой проблемы. Когда приходят люди от Иакова, Петр садится за стол уже только с христианами из иудеев, в частности с людьми от Иакова, а с апостолом Павлом и христианами из язычников он за один стол не садится. Тогда Павел обвиняет Петра в лицемерии: «Что же ты делаешь? Еще вчера ты сидел вместе с нами, а сейчас показываешь всем своим видом, что христиане из язычников – это люди «второго сорта», потому что не прошли обряд обрезания, не стали иудеями, прежде чем стать христианами, а вот христиане из иудеев – это настоящие полноценные христиане».
Этот конфликт побудил апостола Павла к рассуждениям о спасении только по вере в Иисуса Христа, а не делами закона. В сегодняшнем отрывке он говорит, что поскольку Петр поступил так после прихода людей от Иакова, то всем своим видом он показывал, что до этого делал что-то неправильное, неподобающее и что все христиане из язычников, сидевшие за столом, тоже делают что-то неподобающее: они не обрезаны. Получается, что сначала свобода во Христе побуждает апостола Петра (и, может быть, подобных ему людей) сделать шаг вперед и пренебречь тем, что христиане из язычников находятся за одним столом с христианами из иудеев, то есть сказать самому себе: «Нет никакой разницы, я делаю этот шаг вперед, рушу эту границу и сажусь за один стол с бывшими язычниками». То есть можно с ними сидеть за одним столом, можно есть с ними вместе. Но потом вдруг что-то щелкает в голове у этого человека: «Нет, я не буду так делать, я буду поступать, как прежде: не сяду за стол с язычниками». Получается, что свобода во Христе позволила человеку сделать этот шаг вперед – сесть за один стол с язычниками, а потом он вдруг решил, что это что-то греховное и стал каяться в этом. Он сделал шаг вперед и два шага назад, пошел на попятную.
Получается, что Христос и свобода во Христе стали причиной того, что человек согрешил, разрушил эту границу между иудеями и язычниками, позволил себе сидеть с ними за одним столом. Значит, Христос – служитель греха? Ведь благодаря свободе во Христе, человек, в данном случае апостол Петр,решился на это. Павел пишет: Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Вот какой вывод произносит апостол Павел. Строгаяи совершенно четкая логика: если человеку во Христе стало понятно, что нет разницы, кем человек был (иудеем или язычником, обрезанным или необрезанным), если он уже разрушил какое-то законническое установление, а потом сам снова созидает его, то он сам себя делает преступником. Здесь ни при чем Христос, благодать, свобода во Христе. Ты сам опять воздвиг прежде разрушенную стену, и значит сам себя сделал преступником.
Дальше апостол Павел произносит великолепные слова, можно сказать, лозунг: Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Великие слова! Вот в чем цель христианина –жить не по своей эгоистической природе, но чтобы жил в человеке Христос. А для этого нужно законом умереть для закона, чтобы жить для Бога. Смысл этих слов очень глубокий и соответствует тому, что апостол Павел пишет во всем Послании к Галатам. Закон – это и великий провокатор (он подчас провоцирует человека на какое-то преступление, потому что запретный плод сладок), он и определяет это преступление, идентифицирует, и в то же самое время наказывает человека за его преступление, но только не спасает. Получается, что любой человек, который спасается своими силами, будет вынужден капитулировать перед лицом закона, и закон должен будет его казнить. Ведь закон – это мертвая буква, он не разбирается в слабостях человека (почему человек не смог чего-то сделать,допустим, попоститься в какой-то день). Есть знаменитая латинская поговорка: «Duralexsedlex», что означает «Суров закон, но закон». Поэтому закон для всякого человека – палач, нет ни одного праведного человека. Получается, что законом я умер, то есть закон меня казнил, но в то же время я умер и для закона: я стал мертвецом, а для мертвеца закон не имеет силы.И тогда можно жить для Бога: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Вот какая тонкая мысль, дорогие братья и сестры, какое интереснейшее глубочайшее богословие оставилнамапостол Павел, в частности в своем Послании к Галатам.
Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!