Читаем Апостол. 25 мая. И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому

25 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 14, ст. 6–18.

 

6. Они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,

7. и там благовествовали.

8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,

10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:

15. мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,

16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,

17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили.

(Деян. 14, 6 – 18)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня необычная среда – Преполовение Пятидесятницы. Мы с вами немного выбились из хронологии, потому что вчера читали 10-ю главу, а сегодня перенеслись сразу на 14-ю. Тем не менее сегодня мы прочитали очень интересный отрывок. В 10-й главе речь шла еще о Петре и сотнике Корнилии (уже завтра мы продолжим читать эту главу и следующие за ней), а сегодня говорится о великом миссионере апостоле Павле, которого в первом миссионерском путешествии сопровождал апостол Варнава.

Первое миссионерское путешествие еще не привело Павла в европейские города, а в основном проходило по территории Малой Азии. Мы видим, что они пошли в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их. Эти два города были известны в древности. Мы с вами будем говорить о путешествиях апостола Павла, будут звучать названия многих древних городов, поэтому можно взять так называемые библейские карты новозаветных времен, где обозначены маршруты его миссионерских путешествий, в том числе последнего пути в Рим. Сейчас мы этих городов, конечно, уже не увидим.

В сегодняшнем отрывке идет речь о том, как апостолы Павел и Варнава пребывали в Листре. Очень интересны некоторые факты, не связанные напрямую с Писанием. Скажем, древнегреческая мифология дает нам возможность лучше понять, что происходит в Новом Завете, например в книге Деяний. Почему жители города Листры приняли Павла и Варнаву за богов? Только потому, что они исцелили хромого, или есть еще какая-то подоплека? Почему приняли их именно за Зевса и Эрмия (или Гермеса, что более привычно для нас)? По греческой мифологии, когда Зевс сходил на землю, то с ним всегда сходил и Гермес, бог перевода, торговли, который был «голосом» главного бога Зевса. Поэтому здесь и написано: называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он (Павел) начальствовал в слове. Отсюда же происходит название науки «герменевтика» – искусство толкования, рассуждения над тем или иным текстом – которая является одним из разделов библейской науки.

У греческого автора Овидия есть произведение «Метаморфозы» (то есть превращения), которое рассказывает о том, как совершались превращения людей во что-то или кого-то другого: растения, животных. Это тоже мифология, но под этим, вероятно, скрывался и какой-то внутренний смысл. У Овидия есть рассказ о том, как в город Листру спустились Зевс и Гермес в человеческом обличии и стали искать пристанище. Им везде было отказано, кроме одного дома, где жила престарелая пара. Когда Зевс и Гермес покидали этот город, они низвели на него свой «божественный» гнев и разрушили его. Все, кто там был, погибли, а благочестивые с точки зрения языческой религиозности люди, которые все-таки приняли Зевса и Гермеса, превратились в два дерева, то есть их участь была не такая печальная, как у всех остальных. Эта история была зафиксирована в «Метаморфозах».

Мифология была достаточно популярна и тогда и сейчас; иногда она даже живет в головах у верующих и православных христиан. Язычество – это народная вера; этого всегда было, есть и будет много, в том числе различных суеверий, подчас даже мракобесия. Как бы там ни было, жители Листры помнили эту историю. И вот они увидели, что пришли два человека, совершили чудо, что-то проповедуют. Конечно, они испугались, что это опять Зевс и Гермес, и поэтому именно так их называют. Люди боялись, что если они их не задобрят, не принесут им жертву, не поклонятся как богам, то произойдет то же самое, что якобы некогда уже было. Они ведут волов, несут венки и хотят совершить жертвоприношение, чтобы задобрить этих «богов».

Но, как мы видим, апостолы разодрали свои одежды и сказали: «Мы такие же люди и благовествуем, чтобы вы ушли от поклонения ложным богам, в том числе в облике людей. Единый Истинный Бог – Творец всего, и Он находится за пределами человеческих образов, человеческого понимания». Напомню, что идол – это любое зафиксированное в материале или в голове понятие о Боге. Если мы абсолютизировали то или иное понятие о Боге, то мы сотворили идола. Об этом прекрасно говорит Григорий Богослов, которого мы когда-то уже цитировали: «Если ты прочитал уйму книг, много размышлял, образовывался и решил, что все знаешь о Боге – берегись, потому что ты создал идола в своей голове». Апостолы предлагают и тем людям, которым они тогда проповедовали, и всем нам обратиться от этих идолов к Единому Истинному Богу – Непостижимому, Невидимому, Неизреченному, Непознаваемому, Неизглаголанному. Вот сколько эпитетов в приставкой не! Мы говорили, что описание Бога с приставкой не называется апофатическим богословием: в нем описывается то, каким Бог не является, ибо каким Он является, сказать невозможно.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать