Читаем Апостол. 25 марта. То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию

25 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня пятница второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова.

Мы разобрали 8-й стих 1-й главы и перейдем к 9-му. Мы не очень быстро движемся, поскольку в очень многих терминах и образах Апокалипсиса содержится целая бездна богословия. В прошлой беседе мы говорили всего об одном самонаименовании Бога Господь Бог Вседержитель, но понимание его чрезвычайно важно. Также мы говорили о тех искажениях, которые могут вноситься в эти важнейшие понятия при переводе.

С 9-го стиха начинается сам текст Апокалипсиса, где Иоанн Богослов говорит о своем видении: что с ним произошло и как это откровение было ему явлено.

1:9. Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Мы уже говорили, что Иоанн – единственный из двенадцати апостолов, который не был замучен до смерти, а пострадал за Христа в ссылке. Иоанн Богослов, по преданию, жил в городе Ефесе и за слово Божие и за свидетельство был отправлен на остров Патмос, где его и посетило откровение. Он называет себя соучастником в скорби. Мы помним, что скорбь, по-гречески θλίψη, не внутреннее состояние человека, а внешнее притеснение. В скорби и в царствии – Царствие Христово ожидается, но в то же время благодаря участию в Евхаристии, через молитву человек может иметь в своем сердце Царство Божие и в настоящий момент, поскольку, как говорил Христос: Царство Божие внутри вас есть.

И в терпении Иисуса Христа. Слово терпение тоже очень важно, но оно не совсем точно отражает греческий термин, правильнее было бы перевести его как «стойкость, непоколебимость, внутренняя цельная позиция активного сопротивления». В русском языке слово терпение больше означает пассивное состояние, причем связанное подчас с бытовыми моментами, например, когда мы вынуждены терпеть боль. Греческое слово говорит о твердом, непоколебимом стоянии на какой-то определенной позиции.

1:10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

1:11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Здесь, как мы видим, разворачивается композиция этой книги. Все начинается с повеления Бога написать семи церквям Асийским, и дальше мы с вами будем знакомиться с обращениями к каждой из них.

Я был в духе – мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой, о которой говорили, когда читали Послание к Галатам. В русской орфографии не учитывается тот момент, что Дух Божий должен писаться с большой буквы для того, чтобы человеку было понятно, что это связано с Божественной сферой. Если имеется в виду дух человеческий или бесовский, то, конечно, он пишется с маленькой. Здесь мы прекрасно понимаем, что речь идет о Духе Святом, поскольку истинное откровение дается человеку только силою Духа Святого.

В день воскресный – с самых ранних времен христиане собирались в воскресный день для того, чтобы совместно помолиться, преломить хлеб, поучаствовать в Евхаристии. По-гречески этот день до сих пор называется Κυριακή – «день Господень», то есть посвященный Господу Иисусу Христу.

Слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил. Образ трубы и трубного звука в Библии, как правило, связан с судом, с последними временами. Например, вспомним отрывок из Первого Послания к Фессалоникийцам, который всегда читается на погребении усопших и на заупокойных богослужениях. Речь там идет о том, что Второе Славное Пришествие Господа Иисуса Христа в мир состоится именно при звуке трубы. Это такой устойчивый символ, который является предзнаменованием последних времен, Последнего Суда.

Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. С этим наименованием Бога мы с вами уже сталкивались чуть ранее. Там было Альфа и Омега, Начало и Конец, а здесь Альфа и Омега, Первый и Последний. Все эти три варианта самоименования Бога идентичны, означают одно и то же. Напомню, альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита.

То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Асия была одной из провинций Римской империи. Ее название в современном варианте звучит как А́зия (сейчас это территория Малой Азии, нынешняя Турция). Все упоминаемые здесь города находились по окружной дороге, которая начиналась в Ефесе и там же заканчивалась. Ефес был самым крупным городом провинции Асия, третьим по величине городом Римской империи. Хотя формальной столицей Асии был город Пергам, который здесь тоже упоминается, фактической столицей, самым значимым городом был Ефес. Не зря отсюда началось благовествование: именно начинал благовествовать и создал церковь апостол Павел, к ефесянам обращено одно из его посланий. Иоанн Богослов тоже проживал в Ефесе. Логично, что какая-то новая весть распространится лучше, если сначала о ней узнают люди в большом городе, а потом она разнесется по окраинам и провинциям.

К каждой из этих церквей будет обращено послание. О содержании этих посланий и о том, что предшествует им, мы с вами поговорим в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать