Читаем Апостол. 25 июня. Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

25 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 1, ст. 7–12.

 

7. всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8. Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9. Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,

10. всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,

11. ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,

12. то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

(Рим. 1, 7–12)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами по-прежнему читаем Послание к Римлянам, но переносимся в начало, в 1-ю главу. Такая ситуация у нас бывала и раньше и происходит практически в течение всего церковного года. Только в Книге деяний мы читали отрывки более или менее последовательно, хотя и перепрыгивали, не очень удачно прерывая чтение. Изучая послания апостола Павла, в будние дни мы обычно читаем отрывки друг за другом, а потом возвращаемся немного назад, иногда даже на целое послание: так составлен церковный календарь. Поэтому какие-то отрывки в начале остаются непрочитанными, чтобы быть прочитанными позже, в субботу или воскресенье. Сегодня суббота, и мы с вами вернулись в 1-ю главу, хотя вчера уже закончили 2-ю.

Здесь мы видим переход с прескриптума на проэмий. Напомню формуляр античного послания: первая часть – это прескриптум, или приветствие (кто, кому пишет и благопожелание), потом проэмий, то есть некая молитва за адресата, благопожелание в форме молитвы. Обычно в этой части не очень много содержания, тем не менее мы с вами ее сейчас прочитаем и попытаемся о чем-то порассуждать.

7-й стих – это конец прескриптума. Получается, что отрывок с 1-го по 6-й стих (мы читали самое начало несколько дней назад) – тоже часть прескриптума, но посвященная только тому, кто пишет: Павел, раб Иисуса Христа… Дальше апостол долго раскрывает, кто он такой: говорит, что он служитель Христа и несет в мир благовествование, даже раскрывает свое понимание Христа по отношению к Богу Отцу (хотя по сути это всего лишь первая часть прескриптума). В 7-м стихе говорится, кому он пишет: всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым. Далее следует благопожелание: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. В античном мире это благопожелание могло быть очень коротким: « salve » по-латински или « χαίρε «по-гречески («радуйся!»). Но апостол Павел делает его христианским, и практически всегда оно звучит именно так.

Дальше идет та часть, которая называется проэмий, – молитва за адресата, как правило, благодарение. Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, то есть за христиан Рима, которых, напомню, он еще не видел лично, но желает с ними увидеться и пообщаться.

8. …что вера ваша возвещается во всем мире.

9. Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,

10. всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам…

Мы видим, как деликатно, с большим уважением апостол Павел говорит, что всегда молится за христиан Рима и молит Бога, чтобы ему попасть в Рим. Действительно, в первых трех своих миссионерских путешествиях апостол Павел обошел очень много городов, в том числе столиц различных провинций, а Рим посетил только перед своей смертью. Сначала он проповедовал в Малой Азии, потом пошел в европейские города. В первом путешествии Павел был на острове Кипр, но до Рима не добрался, и, конечно, ему очень хотелось посмотреть, каково христианство в столице великой Римской империи, тогда еще языческой. Христианам, в том числе римским, предстояло претерпеть различные гонения и прочее, тем не менее апостолу Павлу хотелось встретиться с ними, укрепить их и, возможно, обсудить, как они понимают евангельскую весть.

11. ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,

12. то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Вновь очень деликатно Павел пишет, что хочет преподать им, с одной стороны, утверждение в вере, а с другой стороны, утешиться с вами верою общею, вашею и моею. Он как бы говорит: «Вы уже верите, вы уже наставлены». Напомню, что церковь в Риме была основана не апостолом Петром и не апостолом Павлом, что исторически очевидно: Петр попал в Рим уже позже, тоже пострадав за Христа, и Павел пришел, когда христианские общины там уже были. Может быть, они еще не были единой мощной Римской церковью, а несколькими общинами, но все-таки кто-то другой их уже основал. Поэтому Павел не имел права общаться с ними так, как с другими христианами, например, в Посланиях к Фессалоникийской, Коринфской, Галатийской церквям, где он говорит о своем авторитете, что он отец и основатель этих церквей. Здесь же он так не пишет, он очень деликатен, понимая, что нельзя пытаться слишком навязчиво вмешиваться в устоявшиеся традиции и понимание, тем более что он здесь не был первым. Поэтому Павлу нужно очень аккуратно, деликатно познакомиться, объяснить, как он сам понимает Евангелие (чему посвящен весь последующий текст Послания к Римлянам) и затем уже, подружившись с римской общиной, проповедовать там, лично рассказать о своем понимании христианства и обрести поддержку, для того чтобы проповедовать дальше. Апостол Павел хотел еще попасть в Испанию (об этом он пишет ближе к концу Послания к Римлянам), но, как известно, не попал, так как был усечен мечом за свое благовестие в Риме. До Рима он все-таки добрался, это была его главная мечта, то, о чем он молил Бога, и Бог ему эту возможность даровал.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы