Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 16, ст. 17–24.
17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18. ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21. Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Рим. 16, 17 – 24)
Дорогие братья и сестры, мы с вами прочитали последние стихи Послания апостола Павла к Римлянам и завершили его чтение, по крайней мере в будничные дни. Вы помните, что в субботу и воскресенье мы будем возвращаться назад и какие-то пропущенные отрывки еще прочитаем.
Как мы помним, в первой половине 16-й главы сплошные приветствия, упоминается огромное количество людей, знакомых христиан апостола Павла. Он передает им привет, целование святое в Рим, где все эти люди находились на момент написания Послания. Дальше апостол Павел предлагает небольшое увещевание, с которого и начинается сегодняшний отрывок.
17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18. ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Апостол Павел не основывал церковь в Риме, поэтому все его увещевания носят очень деликатный характер, он никогда не навязывает ничего своим читателям: «Не я созидал здесь церковь, поэтому не могу строить на чужом основании». Тем не менее он разъясняет римлянам свое понимание христианства, а впоследствии, конечно, желает с ними и увидеться.
Здесь он дает свое последнее наставление: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Для апостола Павла (и мы об этом знаем) одним из самых важных моментов и аспектов жизни христианской общины было единство: чтобы не было соблазнов и распрей вопреки учению, разделения на партии. Вспомните ситуацию в Коринфе. Уже скоро мы будем читать Первое послание к Коринфянам и будем об этом говорить. Вспомним Послание к Галатам, где иудействующие христиане пытались вовлечь тех христиан, которым проповедовал апостол Павел, обратно в иудео-христианское восприятие (нужно обрезываться, соблюдать закон), тем самым внося распри, соблазны. Получается, что там церковь созидал как раз апостол Павел, а кто-то другой пришел строить на его основании, то есть сделал то, чему Павел всегда противился, в том числе в случае с церковью в Риме, о чем он сам и пишет.
Дальше он объясняет, почему люди это делают: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Он говорит, что люди делают это не из любви к истине, служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, то есть пытаются как-то повысить свой авторитет, приобрести какой-то статус, власть, даже заработать на этом. Сказано, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных, то есть, даже говоря красиво, необычно, оригинально, пытаются обольстить своей риторикой простодушных людей, которые ведутся на красивые речи. Конечно, здесь нужно сделать ремарку: если человек говорит красноречиво и складно, это не означает автоматически, что он говорит неправду, обольщает. Нет, человек может быть прекрасным проповедником, оратором, владеть риторическими приемами и выражать истины христианства. Это вообще не должно быть главным критерием. Человек может говорить красноречиво или не очень красноречиво, складно или не очень складно – самое главное, чтобы речь шла о Христе, о спасении по благодати, по вере в Иисуса Христа. А какой проповедник: красноречивый или не очень – это уже второстепенно. Об этом, кстати, речь пойдет и в Первом послании к Коринфянам, которое мы с вами скоро начнем читать.
Дальше апостол Павел хвалит римлян: Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Тоже очень хорошее наставление: мудры на добро и просты на зло, то есть чтобы вы, стремясь к добру, пытаясь идентифицировать, что есть добро, а что не совсем добро, а что вовсе не добро, были бы мудры, рассудительны. Мы знаем, что есть такая добродетель – рассудительность, или дар рассуждения, как она называется в аскетике. Без дара рассуждения очень трудно нести духовный подвиг, потому что все может быть двояко: если не рассуждать, не иметь дара рассуждения, то можно иногда попасть в ловушку, приняв за добро совсем не добро или даже что-то объективно доброе, но для самого себя не подходящее. Здесь нужно подходить с рассуждением. Скажем, какой-то строгий пост: если человек сразу за него возьмется, без рассуждения, то он может надломиться, сломаться, а сам по себе пост не плох, потому что какие-то люди, прошедшие искус и долго живущие в состоянии аскезы, могут это понести.
Нужно быть мудрыми на добро и простыми на зло, то есть не быть лукавыми, не изобретать хитросплетения, и тогда, может быть, зло и не состоится, потому что человек с чистым, простым сердцем по крайней мере намеренного зла не совершит. В силу своего несовершенства такой человек все равно может быть грешным, по-своему ограниченным, не идеальным, но если он находится в простоте, во внутренней прозрачности, то намеренного лукавства, лицемерия, ненависти, подлости от него, наверное, трудно ожидать.
Дальше апостол Павел вновь приводит пожелание: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Здесь несколько приветствий, в частности интересен 22-й стих: Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Действительно, Павел не писал послания сам, у него всегда был какой-то секретарь и он их диктовал. Здесь мы даже видим, как зовут этого секретаря: Тертий.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!