Читаем Апостол. 25 декабря. Они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их

25 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 8, 11–16.

8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

11. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

(Евр. 11, 8; 11–16)

 

Дорогие братья и сестры, апостол Павел продолжает свои размышления, которые мы видели в начале 11-й главы. На этом отрезке своего повествования он посвящает время и внимание теме веры. 11-я глава началась с того, что такое вера, и мы довольно подробно (насколько позволяет нам время) поговорили об этом в прошлый раз.

Далее апостол Павел хронологически следует Библии, рассказывая о разных примерах веры. В прошлый раз мы говорили о том, что верующий человек с точки зрения Нового Завета (хотя и в Ветхом Завете это можно так воспринимать) – это человек, способный довериться Богу, услышать зов Божий, несмотря на все, что происходит вокруг него, и пойти за этим зовом, чего бы ему это ни стоило.

Сегодня в 8-м стихе, который у нас стоит особняком (далее мы переходим сразу к 11-му), речь идет как раз об Аврааме. Авраам – это центральная фигура Ветхого Завета. Есть еще пророк Моисей, но вспомним Послание апостола Павла к Галатам, где он очень четко говорит о том, что завет был заключен как раз с Авраамом, а через Моисея был дан закон. Обычно мы воспринимаем Ветхий Завет именно как дарование закона Моисеева, а апостол Павел говорит, что завет был заключен с Авраамом, Бог дал Аврааму безусловное обещание в одностороннем порядке, то есть это было именно завещание. С Моисеем был договор, союз, «бирит» по-еврейски, где требовалось двустороннее участие: Бог что-то обещает человеку за выполнение заповедей и грозит наказанием за невыполнение. Действительно, Авраам – создатель, родоначальник иудейского народа, апостол Павел называет его «отцом всех верующих», отцом вообще веры, живых отношений с Богом Израиля. Недаром Бога называют: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова.

В 8-м стихе Павел напоминает нам об эпизоде книги Бытия, когда Авраам поверил Богу, доверился Ему. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Очень здорово написано, как в знаменитой сказке: «Поди туда, не знаю куда». Так и было в действительности. Мы помним, что Авраам был жителем древнего города Ура Халдейского, где жил в окружении язычников, которые давно исповедовали свою веру во многих богов вавилонских. Авраам, возможно, сам приходил к каким-то откровениям, думал о том, что, может быть, эти боги не совсем боги, а есть Единый Высший Бог Господь. Но, конечно, он не помышлял о том, что произойдет его встреча с этим Богом и Бог ему скажет: «Выйди из дома твоего и иди туда, куда я укажу тебе». Сам Авраам не знал, куда и на что он идет. В древности жить вне своей общины было очень страшно, равносильно смерти. Люди делились на «своих» и «чужих», и если ты со своими, они тебя не обидят, даже если ты ведешь себя не очень благопристойно, все равно ты «свой». Даже в наше время иногда говорят: «Подлец, но свой», а тогда это действовало еще в большей степени, корпоративная этика была жестко фиксирована. Поэтому если человек уходил из места своего обитания, то найти себя где-то в другом месте было чрезвычайно сложно. Тем более если приходилось отправляться в путешествие, которое тоже всегда сопровождалось многими трудностями и опасностями. Тем не менее Авраам поверил Богу, и это был действительно самый первый серьезный акт веры, акт доверия. Поэтому Авраам считается «отцом всех верующих», как его называет апостол Павел и опирается на эту идею в Послании к Галатам (которое мы с вами в свое время уже прочитали).

Дальше мы пропускаем фрагмент и оказываемся на 11-м стихе: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Тут упоминается Сарра, супруга Авраама, которая, как мы помним, не сразу и не полностью поверила в обетование Бога относительно рождения сына в преклонном возрасте. Но он действительно родился, был назван Исааком, и именно от него пошла та линия, которая в конце концов породила по плоти Господа Иисуса Христа. Сарра упоминается как жена и спутница Авраама, которая тоже участвовала в этом подвиге веры.

Дальше апостол Павел систематизирует, собирает всех этих людей веры в одну группу и говорит в 13-м стихе: Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Павел здесь говорит о том, что эти люди, доверявшие Богу, считали себя странниками и пришельцами на земле. Дальше он поясняет, что если бы они имели в виду отечество, из которого вышли, то есть прошлое свое отечество, то могли бы туда возвратиться. Но они имели в виду отечество Небесное, им надлежало прийти по окончании своего земного поприща.

Сказано, что Бог приготовил им город. Здесь тоже есть прообразовательный момент. В Ветхом Завете предметом чаяний иудейского народа была земля обетованная как конкретная территория. Здесь апостол Павел в свете Нового Завета говорит, что это отечество, эта земля обетованная – категория уже небесная, духовная, именно туда стремились даже праведники Ветхого Завета, возможно, еще не имея четкого понятия о Царстве Божием и о том, что придет вместе с Христом. Они смогли получить возможность встретиться с Христом, как мы знаем, когда Спаситель после Своей смерти сошел в ад и вывел оттуда праведников Ветхого Завета, дал им возможность быть в Царстве Небесном, Царстве Божием. Апостол Павел говорит, что все они ожидали этого, называли себя пришельцами и странниками, полагая вселиться в это Небесное отечество, Небесный город Иерусалим.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать