Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 11, ст. 8, 11–16.
8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр. 11, 8; 11–16)
Дорогие братья и сестры, апостол Павел продолжает свои размышления, которые мы видели в начале 11-й главы. На этом отрезке своего повествования он посвящает время и внимание теме веры. 11-я глава началась с того, что такое вера, и мы довольно подробно (насколько позволяет нам время) поговорили об этом в прошлый раз.
Далее апостол Павел хронологически следует Библии, рассказывая о разных примерах веры. В прошлый раз мы говорили о том, что верующий человек с точки зрения Нового Завета (хотя и в Ветхом Завете это можно так воспринимать) – это человек, способный довериться Богу, услышать зов Божий, несмотря на все, что происходит вокруг него, и пойти за этим зовом, чего бы ему это ни стоило.
Сегодня в 8-м стихе, который у нас стоит особняком (далее мы переходим сразу к 11-му), речь идет как раз об Аврааме. Авраам – это центральная фигура Ветхого Завета. Есть еще пророк Моисей, но вспомним Послание апостола Павла к Галатам, где он очень четко говорит о том, что завет был заключен как раз с Авраамом, а через Моисея был дан закон. Обычно мы воспринимаем Ветхий Завет именно как дарование закона Моисеева, а апостол Павел говорит, что завет был заключен с Авраамом, Бог дал Аврааму безусловное обещание в одностороннем порядке, то есть это было именно завещание. С Моисеем был договор, союз, «бирит» по-еврейски, где требовалось двустороннее участие: Бог что-то обещает человеку за выполнение заповедей и грозит наказанием за невыполнение. Действительно, Авраам – создатель, родоначальник иудейского народа, апостол Павел называет его «отцом всех верующих», отцом вообще веры, живых отношений с Богом Израиля. Недаром Бога называют: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова.
В 8-м стихе Павел напоминает нам об эпизоде книги Бытия, когда Авраам поверил Богу, доверился Ему. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Очень здорово написано, как в знаменитой сказке: «Поди туда, не знаю куда». Так и было в действительности. Мы помним, что Авраам был жителем древнего города Ура Халдейского, где жил в окружении язычников, которые давно исповедовали свою веру во многих богов вавилонских. Авраам, возможно, сам приходил к каким-то откровениям, думал о том, что, может быть, эти боги не совсем боги, а есть Единый Высший Бог Господь. Но, конечно, он не помышлял о том, что произойдет его встреча с этим Богом и Бог ему скажет: «Выйди из дома твоего и иди туда, куда я укажу тебе». Сам Авраам не знал, куда и на что он идет. В древности жить вне своей общины было очень страшно, равносильно смерти. Люди делились на «своих» и «чужих», и если ты со своими, они тебя не обидят, даже если ты ведешь себя не очень благопристойно, все равно ты «свой». Даже в наше время иногда говорят: «Подлец, но свой», а тогда это действовало еще в большей степени, корпоративная этика была жестко фиксирована. Поэтому если человек уходил из места своего обитания, то найти себя где-то в другом месте было чрезвычайно сложно. Тем более если приходилось отправляться в путешествие, которое тоже всегда сопровождалось многими трудностями и опасностями. Тем не менее Авраам поверил Богу, и это был действительно самый первый серьезный акт веры, акт доверия. Поэтому Авраам считается «отцом всех верующих», как его называет апостол Павел и опирается на эту идею в Послании к Галатам (которое мы с вами в свое время уже прочитали).
Дальше мы пропускаем фрагмент и оказываемся на 11-м стихе: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Тут упоминается Сарра, супруга Авраама, которая, как мы помним, не сразу и не полностью поверила в обетование Бога относительно рождения сына в преклонном возрасте. Но он действительно родился, был назван Исааком, и именно от него пошла та линия, которая в конце концов породила по плоти Господа Иисуса Христа. Сарра упоминается как жена и спутница Авраама, которая тоже участвовала в этом подвиге веры.
Дальше апостол Павел систематизирует, собирает всех этих людей веры в одну группу и говорит в 13-м стихе: Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Павел здесь говорит о том, что эти люди, доверявшие Богу, считали себя странниками и пришельцами на земле. Дальше он поясняет, что если бы они имели в виду отечество, из которого вышли, то есть прошлое свое отечество, то могли бы туда возвратиться. Но они имели в виду отечество Небесное, им надлежало прийти по окончании своего земного поприща.
Сказано, что Бог приготовил им город. Здесь тоже есть прообразовательный момент. В Ветхом Завете предметом чаяний иудейского народа была земля обетованная как конкретная территория. Здесь апостол Павел в свете Нового Завета говорит, что это отечество, эта земля обетованная – категория уже небесная, духовная, именно туда стремились даже праведники Ветхого Завета, возможно, еще не имея четкого понятия о Царстве Божием и о том, что придет вместе с Христом. Они смогли получить возможность встретиться с Христом, как мы знаем, когда Спаситель после Своей смерти сошел в ад и вывел оттуда праведников Ветхого Завета, дал им возможность быть в Царстве Небесном, Царстве Божием. Апостол Павел говорит, что все они ожидали этого, называли себя пришельцами и странниками, полагая вселиться в это Небесное отечество, Небесный город Иерусалим.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!