Читаем Апостол. 25 августа. Церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

25 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 1, ст. 1–7.

 

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:

2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,

4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

(2 Кор. 1, 1–7)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами переходим к чтению Второго послания апостола Павла к Коринфянам и размышлению над его текстом. Второе послание к Коринфянам (по крайней мере, некоторые его части) было написано позже Первого, это понятно из названия. Но не все так просто, и мы будем об этом говорить в процессе чтения, сейчас не будем забегать вперед. Дело в том, что, согласно самым последним исследованиям библеистов, Второе послание к Коринфянам состоит из нескольких отрывков, которые изначально были частями разных посланий, но соединились воедино. Возможно, во Втором послании к Коринфянам есть отрывок из более раннего послания, чем даже Первое послание к Коринфянам. Мы помним слова Павла из Первого послания: «Я писал вам в послании не сообщаться с блудниками». Если не ошибаюсь, это 5-я глава Первого послания к Коринфянам. Поэтому исследователи полагали, что апостол Павел и ранее писал послания в Коринф, и маленький отрывок какого-то из них находится здесь, во Втором послании к Коринфянам.

Мы видим еще несколько моментов, которые в некотором роде свидетельствуют (хотя и не абсолютно доказывают) о том, что в этом послании есть разные части, которые слились воедино. Дело в том, что в древности книги были не в том виде, к которому мы привыкли: страничка к страничке, переплет, обложка. Это были свитки, рукописи, которые могли частично утеряться, перемешаться. Какой-нибудь переписчик, перенося очередной экземпляр на бумагу, мог перенести тексты иным, кажущимся ему более благоприятным образом, и последующим читателям уже казалось, что это нечто единое и так всегда было.

Однако существует библейская наука, в первую очередь текстология, которая занимается как раз поиском критического текста, изучением того, как тест формировался, из чего он состоит и какие отрывки, фразы, даже конкретные слова являются наиболее подлинными, близкими к оригиналу. Мы помним, что есть слова, написанные курсивом, и это означает то, что их нет в оригинальном греческом тексте. В этом нет ничего страшного, наоборот, мы говорим о том, что библеистика – это наука, и к текстам Библии применяются методы научного анализа. Церковь стремится к тому, чтобы в системе светского образования появилась такая специальность, как «теология», а раз теология в некотором смысле становится светской дисциплиной, то и научный метод обязательно должен в ней присутствовать. Существует уровень обывательский, если можно так сказать, благочестивый, который имеет свои плоды, свою пользу, предлагает толкования нравственные, благоговейные, благообразные. Но если мы говорим о возведении теологии в ранг научной дисциплины, то и научный метод должен применяться обязательно. Поэтому не надо опасаться того, что библеистика становится наукой, это происходит уже на протяжении какого-то времени, и это вполне нормально.

Может быть, за пределами России этот процесс начался несколько раньше и проходил в более спокойной атмосфере. XX век для Европы тоже был непростым, но все-таки там церковная наука развивалась, как и светская. В России у церковной науки не было возможности развития, поскольку, как мы прекрасно знаем, Церковь выживала в непростые годы ХХ столетия. Но сейчас мы видим, что Церковь, духовные академии больше и больше стремятся к тому, чтобы научный подход все-таки имел место быть в стенах академий, и наоборот, чтобы теология в свою очередь получила каким-то образом свое место среди других, именно научных гуманитарных дисциплин. Вот такие мысли, братья и сестры. Они для нас достаточно актуальны и важны, поскольку мы тоже стараемся изучать Священное Писание, в данном случае апостольские послания, и в той или иной степени, хотя бы минимально, применять какие-то границы научного метода.

Мы с вами прочитали первые семь стихов Послания. Мы помним, и я еще раз скажу, что согласно формуляру античного послания, как правило любое послание состоит из четырех частей. Мы видим, что первые два стиха, как и практически во всех других посланиях, – это так называемый прескриптум, то есть преднаписание: кто, кому пишет и некое благопожелание.

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:

2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Это христианизированное пожелание, традиционное для апостола Павла.

Вторая часть – это так называемый проэмий, то есть молитва-благопожелание. Дальше уже идет основной корпус, содержание Послания и в конце постскриптум, то есть «прощальное приветствие», прощальные слова.

Проэмий интересен тем, что слово утешение здесь фигурирует, наверное, около десятка раз и в разных формах: как причастие, глагол, существительное.

3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,

4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

Конечно, в ранние века истинные христиане в некотором смысле противостояли остальному миру, поскольку мир их не принимал. Они находились в каких-то скорбях, бедствии, непонимании, и важно было утешение. Мы помним, что «утешать» по-гречески παρακαλέω [паракалео], отсюда Параклетос, или Утешитель, – так мы обращаемся к Духу Святому. Это очень важно, братья и сестры, потому что утешение христианском смысле слова – это, конечно, не просто по-человечески подойти, приголубить, обнять, сказать, что все будет хорошо. Утешение в христианском смысле слова – это благодать Святого Духа. Он, Утешитель, подкрепляет нас, направляет, поддерживает во всех ситуациях нашей жизни. Поэтому там, где речь идет об утешении, всегда нужно помнить, что это то, что дарует нам Дух Святой Утешитель, Параклетос.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать