Читаем Апостол. 24 января. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова

24 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 4, ст. 7–13.

 

7. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,

12. к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,

13. доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова

(Еф. 4, 7–13)

 

Такой интересный отрывок из Послания к Ефесянам, которое мы с вами уже прочитали практически полностью. В частности мы читали отрывок, предшествующий сегодняшнему. Посмотрим текст чуть выше, с 4-го стиха 4-й главы: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Здесь апостол Павел говорит о том, что христиан характеризует именно состояние глубокого единства.

Сегодняшний отрывок развивает эту мысль уже немного под другим углом. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. То есть, несмотря на то, что все мы едины, каждому дана своя мера благодати. На самом деле в этом нет ничего страшного. Наоборот, если мы говорим, что Церковь – это Тело Христово, то есть нечто целостное, то, конечно, это единство неизбежно будет проявлять себя в многообразии. Тело на то и тело, чтобы состоять из разных частей, в том числе наше тело. Апостол Павел писал в Первом послании к Коринфянам, что есть разные части, и как мы по-разному понимаем ценность этих частей, так и в античности было понимание того, что какая-то часть тела более важна, чем другая, например, рука важнее, чем нога, или глаз важнее, чем ухо. В Послании к Коринфянам так и сказано: «Если глаз скажет: “Я важней”, то где же место для ушей, то есть где же будет слух, если все будет наполнено только глазом?». В теле всё должно выполнять свою функцию и при этом быть одним целым, одним телом. Это иллюзия, утопия, что можно создать какое-то общество или тело в хаотичном, анархичном состоянии, где нет иерархии, вертикали. Все в мире иерархично; мы знаем, что и ангельский мир имеет иерархию (по крайней мере, в православном богословии есть учение об ангельской иерархии). То, что везде в мире существует субординация, тоже не просто так. Если всех уравнять, сделать всех одинаковыми, то уже не будет тела.

Что не является телом? Например, лежит куча песка. Каждая отдельная песчинка является телом, но если мы возьмем именно гору песка, то получится, что это не тело – это куча. Ее можно разделить на любое количество равных частей, изменится только количество и размер каждой кучки, но «функционировать» они могут точно так же. А если человека разделить на 2-3 части, то «функционирования» не получится. Так и с любым предметом: если стул или стол разрезать на две части, то мы не получим два маленьких стула и два маленьких стола. Тело состоит из частей, и каждая его часть необходима, поэтому единство всегда имеет структуру, оно всегда существует в многообразии, и мы с вами должны этопрекрасно понимать. Это касается как Церкви, так и общества в целом.

Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Господь Иисус Христос сходил в преисподние места земли, а оттуда восшел на высоту, вознес человечество на эту высоту. Сам Он как Бог на этой высоте всегда пребывал, но именно человечество взял вместе с Собой, когда восходил из преисподней земли. Под понятием «преисподнее место земли» имеется в виду, что это где-то глубоко под землей, и именно из-за такого понимания существует идея о том, что ад находится где-то глубоко под землей. Некоторые люди даже на полном серьезе говорят, что если глубоко копать, до земного ядра, то можно там обнаружить следы ада. Мы понимаем, что ад, рай, Царство Небесное – понятия духовного характера. Тем более подразумевалось, что ад как место обитания злых духов, демонов находится вовсе не под землей, а где-то в небесных воздушных слоях. Помните, на днях мы говорили, что есть духи злобы поднебесной. Идея о том, что ад находится где-то под природной землей – это в большей степени метафора, а не то, что отражает фактическую реальность.

Когда речь идет о сошествии Христа во ад, мы, с одной стороны, говорим правильно, а с другой немного путаем понятия ада, шеола, геенны огненной. Еврейское слово «шеол» означало «коллективная могила». До воскресения Христа все умершие отправлялись в эту «коллективную могилу», во мрак. Даже праведники попадали туда, хотя для них и было место более приятного существования, так называемое «лоно Авраамово», все равно это было малорадостное призрачное существование. Господь Иисус Христос спускается именно в этот шеол, «коллективную могилу», и оттуда приглашает всех выйти вместе с Собой. Он воскресает и всех выводит из этого шеола.

«Шеол» на греческом языке звучит как «аид». В греческой и египетской мифологии место загробной жизни тоже называется аидом. Это слово с греческого языка переводится как нечто невидимое. «Ид» переводится как видеть, а приставка а – это приставка отрицания. То есть само это место невидимое, и оттуда ничего не видно. В славянской и русской традиции «аид» транформировался в слово «ад». Это именно место ветхозаветного пребывания людей после смерти.

То, что мы называем местом мучения, правильнее понимать, исходя из слов Господа нашего Иисуса Христа о геенне огненной. Со временем слово «ад» тоже стало обозначать огненную муку, место мучения. Периодически случается так, что слово в одну эпоху означает одно понятие, а чуть позже меняет свое значение. Ради этого мы и занимаемся изучением, комментируем, а также часто обращаемся к древнегреческому оригинальному тексту, чтобы понять, что именно имел в виду автор того или иного послания, Евангелия или другого произведения Нового Завета.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать