Аудио |
|
Скачать .mp3 |
12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16. но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
(2 Кор. 3, 12 -18)
Очень интересный отрывок, наполненный глубоким смыслом. Апостол Павел говорит здесь о том противостоянии, которое существует между иудеями и христианами, и рассуждает, в чем именно оно заключается. Где тот водораздел, который разъединяет с иудеями, народом богоизбранным, но при этом отвергшим Мессию, Сына Божиего и отделившего самого себя от христианства Нового Израиля?
Первый стих сегодняшнего отрывка как раз и говорит о том, что мы, христиане, люди во Христе, имеем надежду и действуем с великим дерзновением. Дальше следует это противопоставление: а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. О чем же идет речь? Те из вас, кто читал книгу Бытия, по крайней мере, книгу Исход, понимают, что здесь говорится об исходе Израиля из Египта и о том, как Господь общался с Моисеем, когда тот получил десять заповедей. Что происходило после общения Моисея с Господом? Возвращаясь к людям и общаясь с ними, Моисей накрывал свое лицо покрывалом, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
С одной стороны, сияние, шедшее от лица Моисея, было очень ярким, поскольку так проявлялось влияние общения с Самим Господом. Чтобы оно не ослепляло людей, Моисей и покрывал свое лицо. С другой стороны, по мере прохождения времени сияние это становилось более блеклым. Как считают некоторые толкователи, Моисей накрывал свое лицо покрывалом еще и для того, чтобы люди не видели этого процесса: как лицо его из яркого становилось все менее наполненным светом. Тем самым люди могли бы видеть, что закон – это нечто преходящее, то, что должно быть преодолено. Видя, что сияние сходит на нет на лице Моисея, люди могли бы уразуметь эту мысль и уже тогда отнестись к закону в каком-то смысле как к чему-то, что не так строго требуется соблюдать. На том этапе закон играл немалую роль, об этом мы подробно говорили, изучая Послание к Галатам, и будем говорить еще, когда дойдем до Послания к Римлянам. На тот момент люди действительно должны были полагать на закон все свои упования и видеть его как проявление воли Божией. Именно через закон люди тогда могли узнать волю Божию.
Дальше, в 14-м стихе, говорится: но умы их ослеплены. Можно перевести это точнее, как ожесточены, мысли, помышления иудейского народа ожесточены, ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Речь идет о том, что люди, не принявшие Христа, в первую очередь это иудеи, до сих пор не сняли этого покрывала с лица Моисея (это очень красивая метафора) и не увидели, что закон есть нечто преходящее и теперь пришел его конец. Когда пришел Христос, человек уже уповает на благодать, на Христа, а не на заповеди закона.
Мы помним слова из Послания к Галатам о том, что если бы был такой закон, который мог бы животворить, то праведность была бы от закона. Но закон может только указывать на то, что правильно и что неправильно, что можно и что нельзя, спасти человека закон не может – спасает благодать. Поэтому до ́ лжно было прийти благодати. И иудеи, которые не приняли Христа, до сих пор не сняли с лица Моисея этого покрывала и не видели, что сияние его поблекло, значит пришло время, когда эпоха закона отходит, а приходит эпоха благодати. Как и написано у апостола Павла: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. То есть когда иудеи становятся верующими во Христа, то с их сердца снимается это покрывало, тогда человек видит, что теперь во Христе Иисусе он живет совсем по-другому, совсем иной жизнью.
17-й стих – своего рода лозунг, который подытоживает это рассуждение апостола Павла: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. То есть Господь пришел нас спасти через благодать, Он посылает нам Утешителя, Духа Святаго, и спасает нас через Него. Господь дал нам веру, основанную уже на духе, а не на букве закона. Поэтому Господь есть Дух, в переносном, а не прямом смысле, так как Господом у апостола Павла обычно называется Христос, а Дух – это Дух Святой, и поэтому здесь нельзя видеть прямого тождества.
Речь идет о том, что Господь спасает нас через дарование Духа Святаго, а где Дух Святой, Дух Господень, там и свобода. Прекрасные слова. Мы уже неоднократно говорили, что истинное понимание свободы возможно, только когда человек находится во Христе, когда он одновременно свободен от греха, от смерти и от ига закона. Потому что человек, находясь во Христе, постоянно получает подсказку от Духа Святаго, постоянно водим Им, и Дух Святой, конечно, направляет такого человека на благие дела. Получается, что человек совершает благо, но вместе с тем делает это не под давлением закона, а по велению своего сердца, где живет Дух Святой и руководит сердце христианина. Поэтому где Дух Святой, там свобода и от анархии, греховности и от ига закона одновременно.
Таков победоносный возглас апостола Павла: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода!
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!