Читаем Апостол. 24 ноября. Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых

24 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 1, ст. 8–14.

 

8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

9. зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

10. для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

11. по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

12. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,

13. меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;

14. благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

(1 Тим. 1, 8 – 14)

 

В этом интересном и важном отрывке апостол Павел продолжает увещевать Тимофея, чтобы он продолжал это увещевание среди своей паствы. Напомню, что Тимофей проходил свое служение в большей степени в Ефесе и даже был епископом этого города. Мы еще поговорим об этом подробнее, когда будем читать о том, каким должен быть епископ.

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых. Дальше идет так называемый «каталог грехов», мы можем обратить внимание на некоторые из этих понятий. На самом деле эти «каталоги» могли быть разными, даже в Посланиях апостола Павла к Коринфянам и к Галатам мы несколько раз встречаемся с этими «каталогами», где перечисляются люди, впавшие в те или иные грехи: нечестивые, развратные, блудники и так далее. Иногда встречаются даже какие-то градации: «тонкие» грехи, необычные грехи плоти.

Самое интересное в этом отрывке – мысль о законе, которая так же ярко звучит и в Посланиях к Римлянам и Галатам: А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его . Эта же мысль была в Послании к Римлянам: закон дан Богом, Который добр и свят, и закон нужен для того, чтобы человек поступал определенным образом. Через закон человек определенным образом являл свою волю. Если человек законопослушный, то для него закон – что-то доброе, что ведет его к хорошему поведению, позволяет ему быть приличным членом общества.

Зная, что закон положен не для праведника, но для… – и перечисляются различные категории грешников. Действительно, для праведника закон не требуется: он и так знает, как поступать правильно, хорошо, благо. Мы говорили, что закон не может спасать, а может лишь говорить о том, что хорошо, а что плохо, может даже иногда провоцировать человека на какой-то греховный поступок и, конечно, может наказывать, чем собственно закон и занимается. Здесь повторяется мысль о том, что закон нужен для тех людей, которые не праведны, не благи. Он является для них критерием, напоминанием о том, что есть вещи, которых делать не следует.

В 10-м стихе апостол Павел перечисляет категории грешных людей и подытоживает: для всего, что противно здравому учению . Это очень интересный момент, дорогие братья и сестры. Исследователи неслучайно говорят о том, что «пастырские» послания написаны несколько позже, чем остальные, есть даже мнение, что их писал кто-то из ближайших учеников апостола Павла, подписывая именем самого Павла. В древности в этом не было никакого греха, потому что никто не пытался составить фальсификацию, написать письмо и подписаться чьим-то именем для укрепления авторитета. Часто человек считал, что он продолжает дело своего учителя, как, например, в свое время Платон считал, что продолжает дело Сократа, и в своих Диалогах влагал в уста Сократа многие мысли, которые, возможно, были мыслями самого Платона. В случае с Посланием к Тимофею с точки зрения каноничности здесь нет никакой проблемы, вероятность написания текста кем-то другим не лишает текст его боговдохновенности.

Причина появления у исследователей таких мыслей особенно видна, если читать текст в оригинальном древнегреческом варианте. Выражение здравое учение не встречается ранее ни в одном Послании апостола Павла. Когда он говорит о Евангелии Христовом, о христианских заповедях и принципах, то всегда употребляет слова Евангелие, благовестие (это одно и то же, просто иногда у нас встречается слово Евангелие , а иногда его дословный перевод – благовестие ). Нельзя сказать, что здесь есть какое-то противоречие, мы просто встречаемся с новым выражением, которое в некотором смысле является отражением определенного периода в жизни Церкви, который шел за первоначальным периодом.

Что имеется в виду? Вспомним, как в Первом послании к Коринфянам или в других Посланиях апостол Павел прибегает к методу парадоксов. В «пастырских» посланиях мы реже сталкиваемся с этим, а в более знаменитых Посланиях к Коринфянам, к Римлянам –встречаем парадоксы часто. Причина в том, что христианское благовестие, христианская истина всегда двояки, они не однозначны, как какие-то поверхностные истины. Напомню мысль отца Павла Флоренского о том, что однобокая истина – это всегда «полуистина». Часто истину действительно невозможно выразить в каком-то прямолинейном изложении, она всегда парадоксальна, многогранна. Апостол Павел говорит: то, что для христианина мудрость, то для внешнего, светского человека – глупость.

Выражение здравое учение сближает то, о чем говорится в христианстве, с какими-то общепринятыми социальными принципами. Здесь идет стирание парадоксального напряжения. В языческом мире были некоторые философские учения, которые говорили о вполне здравых вещах: о морали, о той или иной этике, – и эти философские системы тоже могли называться здравыми учениями. Этот термин сближает христианство в конкретной ситуации более позднего времени с пониманием и лексиконом того окружающего мира, в котором христианству приходилось исторически развиваться. Люди осмыслили, что Пришествие Христово, возможно, наступит еще нескоро, и, может быть, христианству в этом мире придется сосуществовать с различными людьми, разными философскими системами и политическими реалиями. Так и произошло, христианству 2000 лет, и в каких только условиях ему не приходилось существовать и продолжать дело проповеди Христовой истины!

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать