Читаем Апостол. 24 мая. Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым

24 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 21–33.

 

21. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22. Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,

31. и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

(Деян. 10, 21 – 33)

 

Сегодня мы слышим продолжение истории, связанной с сотником Корнилием и с тем, как Бог призвал его в Свой народ, в Свою Церковь. В прошлый раз мы прочитали начало этой истории: Корнилию явился ангел (он пересказывает это и в сегодняшнем отрывке апостолу Петру), после чего Корнилий послал двоих слуг вместе с воином в Иоппию. Они должны были позвать к Корнилию апостола Петра, чтобы тот пришел и рассказал ему о Христе, принес ему «глаголы вечной жизни». В это время Петру было виде́ние, где Господь показал ему, что нельзя почитать нечистым того, что Бог освятил: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Бог очистил все мироздание, все человечество от греха Своей Кровью, Своей смертью, Своим славным Воскресением, поэтому никого теперь нельзя почитать нечистым, оскверненным, человеком «другого сорта». Мы не раз говорили и будем говорить, что иудейское ощущение себя какими-то особенными, из «другого теста», на самом деле очень лукавое и опасное, и во многом благодаря ему процвело фарисейское лицемерие, воззрение на людей с позиции двойных стандартов. Все это имело отражение даже в языке: для обозначения народа Божия в еврейском языке было слово «ам», а для всех остальных – неиудеев, неевреев – было слово «гои». Еврейский ребенок с самых малых лет, когда учился говорить, ощущал различие: это – «свои», народ Божий, а это – чужие, враги. Эту проблему, которая была так глубоко укоренена, нужно было преодолеть.

Петр соглашается и на другой день идет со слугами Корнилия в Кесарию.

24. В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

Это тоже очень важный ветхозаветный библейский момент: кланяться можно только Богу. Мы с вами недавно разбирали книгу Апокалипсис, и там Иоанн Богослов использует особый метод, для того чтобы обозначить единство, равнозначность Отца и Сына, то есть Бога, сидящего на Престоле, и Агнца Закланного: двадцать четыре старца кланяются и сидящему на престоле Богу, и Агнцу Закланному, то есть Иисусу Христу. Петр, как человек иудейской культуры, поднимает Корнилия и говорит, что ни в коем случае нельзя поклоняться человеку – только Богу. Для Корнилия эти понятия были не настолько актуальны, потому что в Римской империи тот же император часто требовал каких-то почестей, иногда даже доходя до требования поклонения ему, подобно Богу. Особенно много мы об этом говорили, изучая книгу Апокалипсис и вспоминая эпоху императора Домициана (конец I века). Кроме него были и другие императоры, пытавшиеся распространить, навязать культ своего императорского величества. Поэтому для римлянина, человека античной культуры воздать божественные почести человеку было не настолько крамольным, как для человека иудейской культуры.

27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

Дальше Корнилий пересказывает ситуацию, в которой оказался (она описана в начале 10-й главы и мы читали ее в прошлый раз): ангел явился ему и повелел позвать Петра, находящегося в Иоппии. В том, что мы с вами сейчас прочитали, важна позиция Петра. Сначала он четко и ясно отражает ветхозаветное иудейское представление: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником. Возможно, это не являлось прописным законом Божиим, но было в согласии с нарастающим чувством собственной исключительности, какими-то человеческими преданиями, которые почитались в фарисейской среде. Сам Господь говорит: «Вы человеческими преданиями заменили Божию заповедь». Одно из таких преданий говорило о том, что нельзя сообщаться, сближаться с каким бы то ни было иноплеменником. Даже к самаритянам, которые были очень близки к иудеям, во многом было скептическое отношение, иудеи, если это было возможно, обходили Самарию стороной. Язычники, идолопоклонники, поклонявшиеся ложным богам и вообще не чтившие закон Моисеев, воспринимались как совсем далекие люди, отверженные Богом. Тем не менее Петр здесь обозначает: Бог вложил ему в ум, что Он очистил всех, в том числе язычников.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать