Читаем Апостол. 24 марта. Господь Бог Вседержитель

24 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня четверг второй седмицы Великого поста, и я напоминаю, что мы договорились в будние дни великопостного периода размышлять над последней согласно оглавлению книгой Нового Завета – книгой Апокалипсис Иоанна Богослова. Напомню также, что связано это с тем, что в будние дни Великого поста как правило не читаются отрывки из Нового Завета.

Дорогие братья и сестры, кто из вас имеет перед собой Новый Завет, открывайте его, поскольку книга Апокалипсис чрезвычайно сложная, малознакомая, и немногие ее комментировали. Напомню, что мы с вами во многом опираемся на книгу выдающегося библеиста Русской Православной Церкви архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису», которая вышла совсем недавно, в 2015 году. Этот труд можно достать и ознакомиться с ним, поскольку мы делаем более или менее беглый обзор, и наши ссылки на Ветхий Завет будут не столь обстоятельными, как в нем. Кто хочет более глубоко и серьезно изучить Апокалипсис, обязательно познакомьтесь с книгой уважаемого архимандрита Ианнуария.

В прошлый раз мы остановились на 8-м стихе 1-й главы, где заключены серьезные богословские идеи. Мы уже поговорили, что здесь заключены три самонаименования Божества: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Господь, Который был и грядет (об этом мы говорили ранее, разбирая 4-й стих) и Господь Бог Вседержитель.

Если мы возьмем еврейскую форму этого имени, то должны будем произносить его как Яхве ́ Зеба Оф. Яхве ́ – это священная тетрограмма, которая заменялась именем Господь Аденаи ́. Элохи ́ м – это семитское наименование Бога. Мы знаем, что во многих семитских языках этот корень переводился как Бог. Кто помнит, один из богов древневавилонской мифологии тоже был бог Эль. Кстати, и в арабском языке Эллах (Аллах) – имя Божие, которое содержит тот же самый корень Эль. «Зеба Оф» переводится как «множеств», то есть «Господь Бог множеств», или «Господь Бог всего». Мысль в том, что Бог все содержит Своей властью. Часто, когда это выражение переводили на другие языки, то «Зеба Оф» оставляли без перевода и получалось «Господь Бог Саваоф». Вот откуда имя «Саваоф», известное всем, кто посещает Божественную литургию, где во время евхаристического канона звучит славословие «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф». Оставляя «Зеба Оф», в русской аллитерации «Саваоф», мы не доносим мысль до слушающих, и часто люди думают, что это некое собственное имя Бога. Но если взять греческий вариант перевода Ветхого Завета с еврейского, то мы видим, что греческие переводчики перевели это слово по смыслу: «Господь Бог всего», «Господь Бог, Который все содержит Своей властью» перевели словом «Пантократор», «Вседержитель», то есть в русском переводе мы получаем – Господь Бог Вседержитель. Это наименование говорит о том, что Бог все содержит Своей властью, делает Его Владыкой всего сущего, Творцом, Промыслителем, все сущее содержится Божественными энергиями, Божественным присутствием. Когда это понятие переводили на латинский язык, то получилось некоторое искажение. Исторически «Пантократор» на латинский язык перевели как Omnipotens, что буквально означает «Всемогущий».

Рассмотрим, например, восточный и западный варианты Никео-Цареградского Символа Веры. Кроме известного отличия филиокве (от Сына), которое стало причиной многих дискуссий и взаимных обвинений, и где в нашем варианте говорится, что Дух Святой исходит от Отца, а в западном – от Отца и Сына, есть еще одно, которое не бросается в глаза, но играет чрезвычайно важную роль. В восточном варианте Никео-Цареградский Символ веры начинается словами «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя», а в западной редакции: «Верую во Единого Бога Отца Всемогущего». Кто-то подумает, что это практически одно и то же, но это не так. «Вседержитель» – понятие глобальное, в него мы включаем все, что происходит в этом мире. Хотя человек действительно свободен и Бог уважает его свободу, но Своей властью, энергией Бог все равно включает в Свой Промысл все последствия человеческой природы. Бог все равно всё регулирует, балансирует, всё в Его власти, нет ничего, что бы ускользало от Божественного Промысла и ока.

Слово «Всемогущий» более абстрактное, философское, а на чисто теоретических, абстрактных понятиях очень часто можно спотыкаться, как-то манипулировать и спекулировать ими. Часто на отвлеченных теоретических понятиях строятся различные софизмы. Что такое софизм? Это какая-то неразрешимая логическая задача. Скажем, знаменитый софизм, который верующим людям задавали неверующие: может ли Бог создать такой камень, который Он Сам не сможет поднять? Это как раз вопрос о всемогуществе Божием. Если не сможет создать такой камень, значит Он не Всемогущий. Если сможет, но не сможет поднять, значит опять не Всемогущий – вот софизм, логическая вилка, ловушка. А все дело в том, что слова «Всемогущий» в Библии мы не найдем, так как оно связано с неправильностью перевода на латинский язык, а с него на европейские. Потом это слово попадало даже в какие-то наши богословские труды, например, в любом из катехизисов мы найдем это слово «Всемогущий», хотя с библейской точки зрения более правильно было бы говорить Бог Вседержитель. Так как со словом «Вседержитель» никаких спекуляций произвести невозможно, оно другого характера и другой смысловой нагрузки. Казалось бы, отличие совсем небольшое, но очень принципиальное. Поэтому нам нужно помнить, что Господь Бог Саваоф, Господь Бог Вседержитель – это то самое наименование Бога, которое мы действительно находим в Священном Писании. Слово «Всемогущий» хотя и похоже, тем не менее обладает немного другой смысловой нагрузкой, в результате чего является менее безопасным с точки зрения словоупотребления, поскольку через него любители поспорить с верующими могут придумать ловушку, подобную той, о которой мы сегодня упоминали.

Сегодня мы окончательно поговорили о 8-м стихе 1-й главы, разобрав важнейшее понятие «Господь Бог Саваоф», или «Господь Бог Вседержитель».

Как всегда напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать