Читаем Апостол. 24 июня. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием

24 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 2, ст. 14–29.

 

14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

16. в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17. Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

18. и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,

19. и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,

20. наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:

21. как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22. Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27. И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

29. но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

(Рим. 2, 14 – 29)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать интереснейшее Послание апостола Павла к Римлянам. К сожалению, у нас не так много времени, а отрывки достаточно большие, поэтому мы немного бегло и скомкано прочитываем их и размышляем над ними. Напоминаю: для того чтобы лучше понять эти тексты, было бы хорошо, если бы, читая текст того или иного послания, вы пользовались комментариями архимандрита Ианнуария, нашего замечательного библеиста. У него есть аудиолекции и печатные, которыми пользуюсь и я, для того чтобы поделиться с вами какими-то мыслями.

Сегодня у нас с вами тоже очень большой отрывок, концовка 2-й главы, где апостол Павел перешел от критики состояния языческого мира к критике мира иудейского. Иудеи считали, что им, конечно, нужно Евангелие, но не так сильно, как язычниками, потому что они все-таки пребывают с законом, они все-таки выше: люди «другого сорта», «из другого теста». Они никак не могли побороть свою гордыню, а ведь это главный грех, главное препятствие между человеком и Богом. Павел пытается сокрушить эту гордыню, чтобы и иудеи всем сердцем откликнулись на евангельское благовествование.

Сначала апостол Павел описал языческий мир в темных тонах (вспомним 1-ю главу), теперь же говорит, что в языческом мире все-таки были люди, которые творили волю Божию, опираясь на закон совести. Об этом он размышляет, начиная с 14-го стиха сегодняшнего отрывка:

14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

15. они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

Все заповеди Божии ориентированы на то, чтобы человек был цельным, гармоничным, в конце концов по-настоящему счастливым и радостным. Жить по нашей истинной природе – все равно что жить по заповедям Божиим. Поэтому здесь и сказано, что они, делая дела закона, опирались на свою совесть, которая их то испытывает, то одобряет, то наоборот обвиняет какие-то их дела, мысли, поступки.

Дальше апостол переходит к критике самих иудеев:

17. Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,

18. и знаешь волю Его…

Павел перечисляет все это с некоторой долей иронии: «Ты, такой непохожий на язычника, знаешь волю Божию, хвалишься законом, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины ». А дальше – перелом и вопросы, которые являются одновременно критикой и призваны отрезвить иудея:

21. как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22. Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Здесь Павел немного переосмысляет цитату из Ветхого Завета, вкладывая такой смысл: «Вашим поведением имя истинного Бода хулится среди язычников, которые говорят: как же так могут поступать члены истинного народа Божия?»

Дальше он подводит итог своим рассуждениям: Обрезание полезно, если исполняешь закон. Мало того, что ты, иудей, говоришь, что знаешь закон, принадлежишь народу Божию у тебя даже есть знак этой принадлежности – обрезание. Ты говоришь: «Обрезание никуда не денется, я всегда смогу предъявить его как знак того, что я член народа Божия». Если брать актуальность этих текстов для нашего времени, то современный христианин может сказать: «Я крещен, никуда это не денешь, это уже дает мне какую-то привилегию, некий «зеленый свет». Но Павел разрушает эти иллюзии, и нам надо внимательно прислушаться: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Мало ли, что ты через какой-то ритуал принадлежишь к народу Божию или к Церкви! Если ты не живешь соответствующе, если для тебя это ничего не значит, то ритуал не имеет никакого смысла.

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? Удивительная мысль, братья и сестры! Если человек поступает по воле Божией, по заповедям христианским, то не окажется ли так, что Бог неведомыми нам путями сочтет его за человека, присутствующего в Церкви?

27. И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28. Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

29. но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Очень важные слова, братья и сестры, и для нас с вами, современных православных христиан, отрезвляющие. Мы считаем себя принадлежащими к истинной Православной Церкви, но смотрите, что пишет апостол Павел: если мы не просто принадлежим, а действительно живем этой верой, тогда наша принадлежность, наше крещение имеют смысл; если не живем, то наша принадлежность к Православной Церкви может нам не вмениться. И наоборот: кто-то, кто не имеет по плоти, по внешности принадлежности к христианству, может оказаться по духу большим христианином, чем мы с вами. Это очень серьезный момент, братья и сестры, чтобы мы с вами были трезвы и не позволяли себе упиваться собственным высокомерием, чувством собственной исключительности, ибо Павел здесь разрушает эти иллюзии. Человеку, который по духу исполняет волю Божию, похвала не от людей, но от Бога. Вспомним, что имя Иуда переводится как «похвала Божия», то есть тот истинный иудей, истинная похвала, кто является таковым по духу, а не по плоти.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать