Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание Петра. Глава 3, ст. 1–18.
1. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2. чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
3. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4. и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
5. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12. ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15. и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16. как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18. но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
(2 Пет. 3, 1 – 18)
Это окончание Второго соборного послания апостола Петра, третья глава, которую мы с вами полностью прочитали. В ней очень много интересного, на чем можно остановиться и на что обратить внимание.
Апостол Петр, продолжая свои увещевания, говорит о некоторых наглых ругателях, которые явятся в последние дни и будут учить о том, что Пришествия Господня, возможно, не будет: якобы дни идут, Господь не приходит. Но апостол Петр возражает, говоря, что, во-первых, мы не можем заниматься исчислением: Бог живет вне времени и у Него может быть один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Время – это действительно нечто условное и было сотворено вместе с миром. К тому же то время, в котором живет человек, пропущено через призму человеческого сознания; можно даже сказать, что человек сам «создал» это время, разделив его на какие-то отрезки: минуты, часы, годы. Во многом это было сделано для удобства существования в этом мире, например, чтобы можно было понять, когда приходить на работу и когда с нее уходить. Это имеет условный характер, а вовсе не абсолютный. Поэтому считать, что две тысячи лет, которые прошли со времени Пришествия Христа, являются большим периодом, было бы наивно. Для Господа эти две тысячи лет – одно мгновение, Бог живет вне времени и видит все, что происходит, в настоящем времени. Это очень трудно понять нашему ограниченному уму, но можно постараться хотя бы приблизительно ощутить, что это такое, и признаться самим себе в том, что Божественная вневременность не имеет ничего общего с нашим ограниченным временем.
В 15 –16-м стихах есть очень интересное упоминание об апостоле Павле. С одной стороны, апостол Петр говорит о Павле с уважением: брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. Действительно, апостолы Петр и Павел – два первоверховных апостола. Несмотря на то, что у них были разногласия, о чем мы знаем из Послания апостола Павла к Галатам, они делали одно общее дело. Просто они разделились: апостол Петр больше проповедовал иудеям, а апостол Павел взял на себя миссию проповеди среди язычников.
Тем не менее в 16-м стихе об апостоле Павле сказано: как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Почему именно слово неудобовразумительное было избранно для того, чтобы описать труды, послания апостола Павла? Мы не раз говорили, что апостол Павел – великий богослов, очень тонкий проповедник и психолог; его богословие глубокое, парадоксальное. Возможно, в чем-то оно неоднозначное, дискуссионное, поэтому здесь и сказано, что кто-то может превратно его понять, испугаться и отвергнуть какие-то мысли, посчитав их в чем-то вольными. Даже в наше время труды апостола Павла не очень хорошо знакомы православному человеку, в том числе читателям Нового Завета (в основном Евангелия), потому что они не всегда понятны. Без толкования подчас очень трудно понять, что имел в виду Павел, особенно в своих фундаментальных, самых подлинных посланиях: к Римлянам, к Галатам, в чем-то это касается и Послания к Коринфянам.
Апостол Петр тоже прекрасный проповедник, и из его трудов мы видим, что он обычно говорит более прямолинейно, его наставления более конкретные, однозначные, не предполагают какой-то дискуссионности, парадоксальности. Поэтому понять апостола Павла, по-настоящему проникнуться его глубиной, парадоксальностью, незаурядностью было не всегда просто, как в те времена, так и в наши.
Наверное, до сих пор кто-то может подписаться под словами апостола Петра и сказать, что у апостола Павла много чего непонятного, неудобовразумительного, соблазнительного, дискуссионного. Тем не менее, когда мы начинаем по-настоящему изучать послания Павла, в особенности самые интересные и глубокие тексты, то понимаем, насколько этот человек был проникнут Духом Христовым. Именно от него мы узнаем о таких понятиях, как свобода во Христе, водимость Духом Святым. Без этих понятий трудно представить себе христианство, и именно Павел, несмотря на трудность их разъяснения, все-таки взялся за это и оставил нам свои прекрасные труды. Поэтому не будем бояться парадоксальности мысли апостола Павла, даже если нам кажется, что там есть что-то неудобовразумительное, будем стараться изучать его послания, как и другие новозаветные тексты. Заслуга и труд апостола Павла, наверное, в каком-то смысле стоят особняком, а без понимания его посланий понимание всего Нового Завета будет крайне ущербным, если вообще возможным.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!