Читаем Апостол. 24 апреля. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

24 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 4, ст. 4–9.

 

4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

(Фил. 4, 4 – 9)

 

Очень воодушевленный отрывок, дорогие братья и сестры! Напомню, что мы с вами некогда читали Послание к Филиппийцам практически полностью, за исключением некоторых отрывков, которые положено читать в особые дни.

Напомню, что это Послание особо пронизано радостью. Нет, наверное, ни одного другого послания апостола Павла, где так часто упоминается слово радость. Павел постоянно призывает адресата к радости. 4-й стих, с которого начинается сегодняшний отрывок, содержит даже двойной призыв: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Действительно, радость в Господе – неотъемлемое свойство христианского мировосприятия, это что-то непоколебимое, плод Духа Святого. Мы часто говорим о том, что в Послании к Галатам апостол Павел упоминает плоды Духа Святого, и первые из них – любовь, радость и мир. Конечно, призыв к радости во Христе, в Господе чрезвычайно важен.

Почему этот отрывок читается сегодня, в большой праздник Входа Господня в Иерусалим? Когда Господь входил в Иерусалим, Его приветствовали с радостью. В конечном итоге те же люди, которые приветствовали Его в этот день, через несколько дней уже кричали: «Распни!» – но все-таки сейчас они приветствовали Его как Царя, Мессию. Он входил в святой город Иерусалим, или Йершалаим (по-еврейски). Напомню, что в еврейском языке есть шипящие звуки, а в греческом нет, поэтому «Ш» в греческой транслитерации, как правило, превращается в «С». Например, «Иешуа» превращается в «Иисус», «Йершалаим» – в «Иерусалим». Само слово Иерусалим переводится как «двор мира». Известное слово «шалом», которым евреи до сих пор приветствуют друг друга, переводится как «мир». Получается, что Господь, Который приносит мир, избавление, спасение всем людям, а не только иудеям, входит в Иерусалим, то есть во «двор мира». Возможно, именно поэтому отрывок, где так много говорится о радости и о мире, читается сегодня.

Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. В ранние времена христианства апостол Павел, другие апостолы и вообще христиане ощущали, что Господь придет скоро, поэтому мы часто видим слова: «Господь близко», «Господь грядет». Какое-то время спустя пришло понимание, что это «скоро» в рамках земного существования может быть достаточно продолжительным временем. В любом случае времена от начала существования Церкви, когда Господь пришел в первый раз, до Его Второго пришествия называются «последними временами», и Господь близко.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Вновь упоминается мир Божий, то есть «шалом» Божий. Еврейское слово «шалом» переводится как «мир», но не совсем адекватно будет воспринимать этот мир как отсутствие войны. Даже греческое слово ειρήνη [ири́ни], которое переводится как «мир» (отсюда происходит имя Ирина – «мирная»), означает отсутствие войны, некий покой. В еврейском языке «шалом» означает гораздо большее: это одно из имен Божиих, полнота благ, спасение. Поэтому мир Божий, «шалом Божий» превыше всякого ума. Мы много говорим (в том числе когда читаем Апокалипсис), что все, связанное с Богом, все Его атрибуты и свойства выше человеческого понимания. Бога мы можем познавать только в Его славе, в Его проявлениях, а если мы приближаемся к каким-то глубинам, то в этой области соприкосновения с Богом мы призваны замолчать. Мы не можем найти ни слова, ни образы, ни какие-то понятия, ни определения, для того чтобы выразить то, с чем соприкоснулись. При этом мир Божий соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Вот к каким плодам Духа Святого мы призваны. Напомню, что первым из этих плодов в Послании к Галатам является любовь, потому что, конечно, Бог есть Любовь, и это главное откровение христианства. Потом – радость, о которой в этом отрывке также много говорится, и мир, который превыше всякого ума. Эти три главных плода Духа Святого есть основные признаки человека-христианина.

Об этом мире еще будет сказано дальше, но сначала апостол Павел приводит некий каталог добродетелей. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Этот призыв не имеет специфически христианского содержания. Как говорят толкователи, все эти добродетели почитались и в языческом мире. Здесь апостол Павел говорит о том, что нужно постараться быть не хуже, чем лучшие представители языческого мира. У язычников были свои каталоги добродетелей и пороков. Мы с вами не один раз сталкивались в посланиях апостола Павла с этими каталогами, в большей степени с каталогами различных пороков: «ни блудники, ни прелюбодеи, ни пьяницы (и так далее) не наследуют Царства Божия». Это то, что было понятно читателю, в том числе языческому, потому что в язычестве была своя мораль. Мы ведь не можем говорить, что все люди были аморальными. Безусловно, лучшие представители язычества тоже имели свои нравственные представления.

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами. Вновь говорится о Боге мира – Боге, Который приносит мир в сердце человека. Мир здесь – некий дар, плод Духа Святого, который превыше всякого ума; не просто некое спокойствие, апатия, то, что человеку присуще биологически (ведь есть люди темпераментные, а есть спокойные). Это тот мир, «шалом», о котором уже говорилось при обсуждении названия города Иерусалима: Йерушалом как «двор мира», святой город. Земной Иерусалим, возможно, теряет свое абсолютное значение. Читая книгу Апокалипсис, мы понимаем, что уже не земной Иерусалим будет местом обитания христиан, а Небесный Иерусалим. Но все-таки само слово сохраняется, потому что это «двор мира» – место, где Бог дарует христианам, Его верным последователям и свидетелям этот мир, высшее благо, полноту благ вообще. Конечно, это то, что очень отличается от некого спокойствия и уравновешенности в земном, светском понимании этого слова.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать