Читаем Апостол. 23 ноября. И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере

23 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 1, ст. 1–7.

1. Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,

2. Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

4. и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,

6. от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

7. желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

(1 Тим. 1, 1 – 7)

 

Дорогие братья и сестры, мы перешли к следующему, согласно нашему оглавлению посланию, – Первому посланию апостола Павла к Тимофею. Три послания, следующие друг за другом: Первое послание к Тимофею, Второе послание к Тимофею и Послание к Титу в библеистике обычно называются «пастырскими» посланиями. Тимофей и Тит, которым адресованы эти послания, являются, как мы знаем, сподвижниками апостола Павла. Тимофей – это, наверное, любимый ученик апостола Павла, который разделял с ним многие его труды и страдания. Апостол Тит упоминается в книге Деяний и в Послании апостола Павла к Галатам. Эти два человека впоследствии стали главами Церквей: апостол Тимофей стал епископом в Ефесе, апостол Тит – епископом на острове Крит. Павел пишет им как пастырям, возглавляющим Поместные, как мы сейчас говорим, Церкви, в том числе для того, чтобы дать им увещевания о том, как нужно управлять Церковью.

Эти послания, в частности Первое послание к Тимофею, о котором мы сейчас будем говорить, написаны позднее многих других посланий апостола Павла. Мы говорили, что Первое послание к Фессалоникийцам самое раннее, Послания к Коринфянам и к Галатам тоже более раннего происхождения. Это видно как из ситуации, описываемой в этих «пастырских» посланиях, так и из других моментов, которые открываются при подробном изучении. Библеисты, которые брались исследовать эти послания, читали их в оригинале, находили какие-то филологические, лексические особенности. Конечно, описываемая эпоха тоже говорит о том, что эти послания, по всей видимости, были написаны несколько позже, чем те, которые мы уже прочитали или еще будем читать (например, Послание к Римлянам, Первое послание к Коринфянам).

Тем не менее апостол Павел пишет здесь тоже об очень важных вещах. В Первом послании к Фессалоникийцам мы видим, что в то время христиане ожидали очень скорого Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Это особое состояние, когда христиане подчас уже не думали, как им жить, как строить свои отношения с этим миром, как проповедовать христианство на века. С этим были связаны определенные проблемы, например некоторые люди переставали трудиться, становились нахлебниками. Апостол Павел писал об этом и в Первом и во Втором посланиях к Фессалоникийцам.

Спустя какое-то время стало понятно, что Пришествие Христа может не быть таким скорым, поскольку человеку не дано знать времена и сроки. Церкви нужно было каким-то образом находить свое место в существовавших исторических и политических реалиях; было необходимо каким-то образом структурировать, систематизировать и, конечно, сохранить ту Весть, которая была проповедана. Многое было передано в устной форме, то есть было Преданием (мы с вами немного говорили об этом, когда читали Второе послание к Фессалоникийцам). Чтобы сохранить это Предание, требовалось поставить в конкретных Церквях людей, которые бы их возглавили, их часто называли епископами. Епископ – слово не собственно христианское, так называли многих чиновников, возглавлявших, например, какую-то администрацию в той или иной Римской провинции. Само слово епископ переводится как «надзиратель», то есть тот, кто следит, чтобы все совершалось чинно, по правилам, по закону. Человек, возглавляющий конкретную Церковь, в христианстве тоже стал называться епископом.

Обо всем этом мы будем говорить во время чтения Послания апостола Павла к Тимофею. Данное предисловие было для того, чтобы нам с вами понимать: церковные реалии менялись, Церковь находится в историческом развитии, поэтому нет никакой проблемы в том, что в одно время христиан волновали одни темы, а позже волнение было связано с чем-то другим. У руководителей Церкви были разные цели и задачи, поэтому то, о чем писалось в тех или иных посланиях, могло быть различным именно вследствие этих исторических реалий.

Послание начинается, как всегда, с того, кто кому пишет, и пожелания благодати, милости и мира. Далее апостол напоминает: Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере . Павел говорит о том, что требуется увещевать некоторых учителей, чтобы они не учили иному . По мнению некоторых толкователей, возможно, речь здесь идет не о каких-то прямых лжеучителях, которые учили вообще противоположному тому, о чем говорит христианство, но это могло означать, что их учение было связано с второстепенными, не столь важными моментами, увлекающими христиан в какие-то словопрения, споры .

Апостол Павел называет такую проповедь баснями и родословиями бесконечными . Возможно, это связано с тем, что на раннее христианство постепенно стал оказывать влияние так называемый гностицизм, о котором мы немного говорили, когда читали Послание к Колоссянам. Люди пытались составить бесконечные родословия ангельских степеней, говорили о каких-то различных мирах, ионах и посвящали этому очень много времени. Поскольку каждый учил на свой манер, то это больше порождало споры, чем приносило пользу. Чтобы представить эти басни и бесконечные, не имеющие конца и края родословия, словесные и умственные хитросплетения, можно, например, познакомиться с современной гностической или, как ее сейчас чаще называют, эзотерической литературой. В то время тоже стояла проблема влияния всех этих умствований на христианскую весть о том, что спасение приходит по вере во Христа Иисуса. Это действительно та весть, которая давала человеку пользу, возможность двигаться к спасению, а не просто упражнять свой ум в различных философствованиях и, как сказал апостол Павел, баснях и родословиях бесконечных .

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать