Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 1–16.
1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2. благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4. Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8. и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11. и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12. в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
(Деян. 10, 1–16)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем идти вслед за апостолами вместе с книгой Деяний. Она описывает деятельность в первую очередь апостола Петра, а чуть позже текст в основном будет посвящен трудам и миссионерским путешествиям апостола Павла. Недаром эти два апостола называются первоверховными и 12 июля празднуется память их обоих.
Сейчас речь еще идет об апостоле Петре и о том, как произошло обращение ко Христу язычника Корнилия. Это был не кто-нибудь, а сотник из полка, называемого Италийским. Он жил в Кесарии, потому что там была резиденция римского представителя на территории Иудеи и именно там находилось римское войско во главе с предводителем – сотником.
Этот Корнилий был благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Мы видим удивительный момент: язычник ведет себя самым порядочным образом, дает милостыню и молится Богу, причем, как видно, именно Единому Истинному Богу, а не каким-то богам. Толкователи обращают внимание на то, что он назван здесь боящимся Бога. Так называли язычников, которые перешли в иудаизм либо тяготели к иудаизму, считая более правильным поклонение Единому Истинному Богу. К Нему такие язычники возносили свои молитвы и именно Его считали Творцом и Владыкой всего мира, а вовсе не тех богов-идолов, которые во многом были плодом человеческой фантазии.
Тем не менее надо понимать, что между этим сотником и миром иудаизма, даже христианством, которое делало первые шаги, выходя из лона иудаизма, была огромная пропасть. Хотя это был человек благочестивый, боящийся Бога, дающий милостыню, молящийся Богу, «мостик» между язычеством и иудаизмом еще не был проложен. Этот эпизод о сотнике Корнилии – по большому счету, первая история о том, как язычник обращается ко Христу. Перед апостолом Петром встала проблема: как быть с язычниками, тяготеющими к поклонению Истинному Богу, чтобы они приняли Христа?
На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. Крыши были плоские, и на них часто совершались моления. Петр почувствовал голод, и когда готовилась пища, он пришел в исступление. Дальше описывается виде́ние, которое было дано Богом апостолу Петру: к нему спускается полотно, на котором были разные четвероногие, птицы, пресмыкающиеся. Бог обращается к нему: Петр, заколи и ешь. На что Петр отвечает так, как положено человеку, вышедшему из иудейской среды: «Господи, я никогда не ел ничего нечистого, никогда не прикасался ни к какому нечистому животному». В иудаизме, как и впоследствии в исламе, существует разделение еды на чистую и нечистую, запрещенную и разрешенную.
Бог говорит Петру: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Чрезвычайно важный, принципиальный момент, братья и сестры. Бог говорит, что Сын Божий Своей смертью очистил от греха абсолютно всех людей, разрушил границу между чистым и нечистым, между язычеством и иудаизмом, вообще между иудаизмом и всем остальным миром. Поэтому нельзя почитать что-либо или кого-либо нечистым, идея разделения на чистое и нечистое должна отойти в прошлое. Об этом и в Евангелии много говорится. Вспомним слова Иисуса, обращенные к самарянке: «Наступает время, когда не в Иерусалиме и не на горе Кармил будут поклоняться Богу, но истинные поклонники будут поклоняться в духе и в истине», то есть везде и всегда, независимо от местоположения и от того, кем эти люди были ранее. Нам с вами это кажется понятным, хотя и не всегда, потому что разделение на чистое и нечистое, запрещенное и разрешенное, более приближенное Богу и менее приближенное осталось до сих пор, даже в христианском мировосприятии. Это, конечно, печально, и хотелось бы, чтобы этого не было, однако, это еще осталось. Тем более сложной была такая ситуация во времена, когда делались первые шаги по преодолению разрозненности, разрушению «стены» между иудейским миром и всем остальным, языческим.
Далее мы увидим, что апостола Петр откликается на просьбу Корнилия, и этот его шаг был чрезвычайно важен. Апостолом язычников станет все-таки апостол Павел: он больше потрудится на этой ниве. Но первым, кто вышел навстречу языческому миру в лице римского сотника, был еще апостол Петр, то есть один из самых ближайших учеников Господа, видевший Его и общавшийся с Ним еще при Его земной жизни.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!