Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
Сегодня среда второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над книгой Апокалипсис, последней согласно оглавлению книгой Нового Завета. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста в основном не читаются отрывки из Нового Завета – Апостола и Евангелия. Исключение составляют праздники, как например, вчерашний день, 22 марта – праздник Сорока мучеников, и 7 апреля – праздник Благовещения, который тоже придется на будний день. Тогда мы с вами вновь будем рассматривать новозаветные чтения и размышлять над ними.
Сегодня мы возвращаемся к книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Мы посвятили ей уже несколько бесед, но пока продвинулись не очень далеко. Это связано с тем, что книга Апокалипсис чрезвычайно богата богословскими идеями, образами, символами. Ее стиль и многожанровость придают ей особый колорит, но мы не найдем в ней глубоких философских рассуждений, как в посланиях апостола Павла. В этой книге все богословие выражается именно через символы, через аллюзии на Ветхий Завет, изречения ветхозаветных пророков. Чтобы понять глубину богословия этой книги, важно хотя бы в некоторой степени быть знакомым с книгами Ветхого Завета, а также с мифологией того времени, исторической и политической ситуацией. Поэтому мы продвигаемся не очень быстро. Конечно, мы не успеем подробно поговорить обо всей книге, но сколько Господь благословит, столько и будем говорить и размышлять.
Первые шесть стихов открыли нам огромное количество очень важных богословских идей, без которых, на мой взгляд, невозможно понять христианство и Божественное Откровение, Откровение Бога о Самом Себе. Чего стоит хотя бы наш с вами разговор об откровении Бога Моисею и об откровении имени Божия – это чрезвычайно важная тема, и мы посвятили ей одну из предыдущих бесед.
Сейчас мы дошли до 7-го стиха. Напомню, что в одной из прошлых бесед мы говорили, что книга Откровение показывает нам и литургический срез: то, как в ранней Церкви совершалось богослужение, как различные тексты распределялись между предстоятелем, чтецом, хором, пророком. После того, как в половине 5-го стиха и во всем 6-м прозвучала доксология (славословие, которое произносит предстоятель; в нынешнее время так называемые возгласы произносит пресвитер), в 7-м стихе хор воспевает небольшое песнопение:
1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Мы говорили, что, возможно, это короткое песнопение пелось попеременно двумя хорами, то есть антифонно (у нас и сейчас поются антифоны). Слово се мы прокомментировали в прошлый раз. Напомню: это означает привлечение внимания к чему-то таинственному и необычному – «взгляни-ка». Также есть мнение, что это слово выражает особую радость от соприкосновения с чем-то таинственным и чудесным, поэтому протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» несколько условно предлагает переводить это слово как «ура», то есть как возглас радости.
Грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Весь текст 7-го стиха имеет некую основу в ветхозаветной книге пророка Даниила, в которой есть подобное пророчество. Но здесь есть момент переосмысления Иоанном этого текста. У пророка Даниила речь шла о том, что когда будет идти с облаками Тот, Которого пронзили, то народы будут каяться, видя Его. Здесь мы видим, что возрыдают пред Ним все племена земные, скорее всего, потому, что ужаснутся и устрашатся Суда Божиего.
Нужно понимать, что для Апокалипсиса тема суда чрезвычайно важна. Через весь Апокалипсис проходит главная мысль, связанная с той ситуацией, во время которой он был написан. Римская империя во времена императора Домициана (90-е годы I века) впервые целенаправленно стала притеснять христиан за непочитание культа цезаря. Появились первые мученики, которые были замучены и убиты за непочитание языческих национальных божеств, в том числе (а возможно, что главным образом) за непочитание культа императора. Конечно, терпя мучения, христианам было важно понимать, что эти мучения временные и после них они получат возможность встречи со Христом, райского блаженства пребывания в Царстве Небесном, а все их мучители и гонители предстанут перед судом Божиим.
7-й стих является красивым образным утешением во все времена: в I веке, в начале II -го и в последующие века, когда были мучимы христиане. Христианство в той или иной степени часто притесняемо на разных территориях. Даже в наше время есть христианские мученики в прямом смысле слова, то есть те, которых физически уничтожают. Как есть и христиане, которых в той или иной степени притесняют, насмехаются, уничижают, но они остаются верными Христу. Книга Апокалипсис в этом смысле является очень серьезным и глубоким утешением для всякого верного христианина.
Далее идет 8-й стих. Как мы выяснили в одной из первых бесед, это слова пророка. В ранней Церкви было служение пророков, и пророк всегда говорил не от своего имени, а от имени Самого Бога.
1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим чрезвычайно важное самоименование Бога. Когда мы говорили об имени Божием, то обращали внимание на то, что оно не было открыто Моисею. Бог сказал Моисею, что Он будет Таким, Каким будет. Даже священная тетраграмма, обозначающая имя Божие, в Ветхом Завете была запрещена к произнесению; только один раз в год первосвященник произносил это имя в Святая святых. В остальных случаях использовался заменитель священной тетраграммы – еврейское слово «Адонаи», которое переводится как «Господь, Господин». Апокалипсис, следуя традиции апофатизма (то есть не наименования Бога напрямую, а сохранения тайны за Божественным бытием), дает нам от лица Бога Его символические имена, не описывающие напрямую, Какой есть Господь, а показывающие Его именно через образы, символы.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Это наименование Божие символически говорит о том, что Бог держит в Своей власти весь мир, что Им все начинается и Им все заканчивается. Переводя Альфа и Омега на русский язык, можно сказать «Начало и Конец», поскольку это первая и последняя буквы греческого алфавита. Наверняка, братья и сестры, все вы об этом знаете, поскольку именно греческие буквы используются в математике, даже в школьной программе.
Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. С наименованием Который есть и был и грядет мы уже встречались в 4-м стихе и много говорили об этой формулировке, которая тоже является намеком на имя Божие, открытое Моисею. Есть и новое для нас наименование: Господь Вседержитель, или в полной версии «Господь Бог Вседержитель». Об этом надо поговорить достаточно подробно, особенно о слове Вседержитель, поэтому мы продолжим этот разговор в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!